Красноярский край
Голштинский мрамор
Там, где писал свой труд о развитии капитализма Владимир Ульянов (Ленин), сегодня процветает фермерское хозяйство, раскинувшееся на десяток с лишним тысяч гектаров.
Крестьянин, которого предтеча Ленина Карл Маркс назвал «непонятным иероглифом для цивилизованного ума» сегодня не только обеспечивает производство сотни тонн молока в сутки, но и дает работу коллективу со средним возрастом работников 35 лет, да и зарплату платит в два раза больше, чем в среднем по стране.
Поговорка «Русский мужик задним умом силен» к основателям ИП «КФХ Н. Зубаревой» не относится: прежде чем завести дойное стадо, хозяева построили силосные траншеи, заготовили корма и лишь потом «пригласили на проживание» нетелей. Четыре страны прислали в Шушенское своих представителей – Германия, Дания, Венгрия, Нидерланды.
Сегодня в КФХ 8,7 тысяч голов скота – но это включая дойное стадо, молодняк, откорм. Основной корм для всего поголовья заготавливают сами, и не только традиционные люцерну и кукурузный силос, но и корнаж, дробленую силосованное зерно кукурузы, пивную дробину: всего должно хватить на круглогодичное кормление, ведь рацион зависит не от сезона, а от физиологического состояния и продуктивности.
Не только состояние, но и анатомические особенности каждой коровы «помнит» доильный робот от GEA на 72 доильных места: DairyProQ – первая в России роботизированная карусель была установлена именно здесь, у фермеров, в 2019-м году она была третьей по величине в мире. Процесс доения занимает всего 6-7 минут, а с управлением справляется один оператор!
«Вращаю карусель!» — провозглашает Михаил Чипилев трижды в день.
Возводить комплекс начали весной 2017-го года, а вот с кредитом «не сложилось»: инвестор предприятия Александр Зубарев вспоминает о визите в центральный московский офис Россельхозбанка с досадой – «Начали нас учить, как деньги зарабатывать, да ИП кредиты не дают, переоформляйтесь, мол, в ООО, да банк возьмите в соучредители. Недолгий был разговор».
Если роботизированная доильная установка – немецкая (у нас такие не производят), то основная сельхозтехника в полях – отечественная. Это особенно ценится теперь, когда импортные запчасти подорожали, а с «Ростсельмашем» проблем нет.
Нагрузка на технику большая – 12 тысяч га уже в обработке, и каждый год прибавляется еще по тысяче – полторы: приобретают паи. Правда, в них еще нужно вложиться – многие земли хоть и имеют статус сельхозназначения, по факту заросли мелким кустарником. Раскорчевывать их – работа трудоемкая. Директор по общим вопросам Вячеслав Сафронов признает: «И затраты ГСМ высокие. И пахать непросто, но деваться некуда».
Кстати, в процессе раскорчевки обнаружили на краю одного из полей памятную стелу: в 1922 года местные крестьяне засеяли 50 десятин земли и вырастили 5 тысяч пудов зерна для голодающих Поволжья.
«Средняя урожайность, считай, 14 центнеров. В этом году планируем убрать по ячменю 30-35 ц/га – не так уж много прибавили за сотню лет», — скромничает В.Сафронов.
Стелу восстановили, но на достигнутом останавливаться не намерены. Тем более и молодое поколение не избегает сельского труда. Вот и Никита Геранимус признается: «С 2018-го каждый год работаю на практике, почитай, все категории «открыл». Получаем по 100-130 тысяч, не жалуемся».
Конечно, с земельными участками не всегда все идет гладко, вот и история с несложившейся арендой , рассказанная юристом КФХ Натальей Квичанской, показывает, что деньги порой важнее уговора.
Но хозяйство продолжает развиваться и задавать тон. Став первым предприятием с роботизированной каруселью, КФХ Зубаревой и в другом стали пионерами – в откорме бычков голштинской пород. На выходе получают мраморное мясо.
«Вот он, рибай, с прослойками жира, — демонстрирует мясо в брендированной Zuba/Rev упаковке В. Сафронов. – Никаких антибиотиков, да и зерна в кормлении не много».
На чисто молочном стаде даже при использовании сексированного семени все же рождаются бычки. И если многие молочные хозяйства их записывают в убытки, у Натальи Зубаревой они дорастают до 700-800 кг, обеспечивая продажи мяса высшей категории! Основным кормом является плющеная кукуруза, силосованная с химическим консервантом, добавляют и пивную дробину. Пожалуй, это единственный пример комплекса такого масштаба, выдающего продукт высшего качества на молочном стаде.
Но Зубаревы не намерены останавливаться: в планах вторая очередь комплекса – тоже роботизированного, расширение площадей («Нам надо 25 тысяч га. И именно в таких хозяйствах крестьян, наладивших самое эффективное капиталистическое производство, и куется продовольственная безопасность страны.
Огромная ферма. Огромное количество навоза. Огромный вред экологии.
Огромная площадь, огромная потребность в удобрениях!
Огромная зависть!!! Огромное бельмо на глазу! Огромная раковая опухоль в сердце будет из-за зависти!!! Навоз даже в правительстве наконец-то поняли и исключили из списка загрязняющих веществ т.к. это суперудобрение и питание для микроорганизмов. Так что живите спокойнно и счастливо!!! ))))))