Военное время всегда момент истины. Лучшие и худшие качества людей обостряются, выходят наружу. И при мобилизации, и на фронте, и в тылу. Кое-что сегодня вы увидите, а кое-кого и узнаете.
Добрый день, великий народ. Вы смотрите «Сельский час», программу о селе и его обитателях. С вами Игорь Абакумов.
Сегодня в программе:
— Фермер Емельянов ушел на фронт добровольцем
— Беларусь отказала России в сгущенке
— Ради кого выгоняют людей с земли в районе Сочи?
Военное время – момент истины, проявляющий
лучшие и худшие качества людей.
И. Абакумов
Рубрика «Судьба человека»
Фермер Емельянов: «Нас по-другому воспитывали»
В 2020-м году «Сельский час» побывал в хозяйстве Сергея Николаевича Емельянова. В степях под Читой семья Емельяновых занимается выращиванием галловейского скота. Электрик по профессии с детства мечтал стать зоотехником, и в 2009 году ушел в сельское хозяйство, с нуля построив ферму. Взял кредит, сначала занялся производством молока, а потом купили галловейских телок и пару быков-производителей.
«Экстенсивное мясное скотоводство больше всего подходит для нашего климата и скудных земель, — утверждает глава фермерского хозяйства, где кроме него работают жена с сыном. – Галловеи дают мраморное мясо, не требуя для этого зернового откорма».
Спокойную жизнь нарушали разве что волки, для борьбы с которыми местные фермеры объединяли усилия. Но когда была объявлена частичная мобилизация, Сергей Николаевич вызвался добровольцем.
«Нас воспитывали иначе: остаться безучастным и пытаться отсидеться, когда мужиков из деревень начали забирать, невозможно – совесть не позволяет!» – заявил Емельянов.
Хозяйство оставил на жену и других родственников, дал наказ: продавать только молодняк, а ценное маточное стадо сохранить – чтобы было с чего начать, когда вернется.
«Сельский час» объявляет подразделение, куда отправился служить фермер С.Н. Емельянов, подшефным: будем держать связь, стараться обеспечивать всем необходимым.
Рубрика «Реплики экспертов»
Александр Корбут: «Время быстрых решений!»
За первую декаду октября Россия экспортировала 1,2 млн тонн зерна – в капля в море. Осознание остроты ситуации, похоже, дошло «до верхов»: вице-премьер В. Абрамченко заявила, что в правительстве думают о судьбе квоты.
Выбор перед государством простой: мы или потеряем часть огромного урожая (одной только пшеницы собрали 100 млн тонн), или успеем его продать. Потери же, по оценкам экспертов, могут достигнуть 5-10 млн тонн. Конечно, на бумаге его спишут «на фураж», но труд крестьян снова окажется напрасным.
В этой ситуации отмена квот – необходимый первоочередной шаг. Тем более что ландшафт экспортеров изрядно обеднел, и от 206 компаний, работавших на рынке в 2021 году, осталось от силы полсотни: вымели регуляторной метлой именно мелких, наиболее рисковых и способных к быстрой адаптации. Без них вывезти желаемые объемы будет крайне сложно.
Вторыми на очереди – пошлины. Чиновникам психологически сложно их отменить, но если обнулить их хотя бы на фуражное зерно, которого в стране много, то можно за полтора-два месяца реализовать за рубеж 5-6 млн тонн пшеницы. Это могло бы стать существенной мерой для разгрузки и стабилизации рынка.
«Сейчас время быстрых решений и отказа от стереотипов. Не откажемся – проиграем!»
Марина Петрова: Жестче санкции – больше поддержки
«Власти Белоруссии ввели для семи крупных производителей ограничения на вывоз продукции за границу: им временно запрещается экспортировать мясо курицы, столовые яйца и молочную продукцию в Россию».
Время поговорить о продовольственной безопасности. Мы часто слышим, что Россия обеспечена молочными продуктами на 70%, на 50% сельхозтехникой, на 60% в среднем по семенам. Но сегодня на этот фактор нужно обратить особое внимание? Продовольственная безопасность и независимость от импортных поставок – веление времени. Запрет на экспорт в Россию продукции под брендами «Петруха» и «Златко» не скажется на потребителях: по мясу курицы самообеспеченность России достигает 95%, по пищевым яйцам – на 94%. А вот запрет на вывоз продукции молочного комбината «Рогачевский» покупатели из России почувствуют – в этом сегменте зависимость от импорта составляет 22%, и предприятие является основным поставщиком на наш рынок. Велика зависимость от белорусских поставок и в сегменте сливочного масла, сухого молока и сыворотки. Мы надеемся, что ограничения не будут расширены, но это фактор риска.
Наращивание санкционного давления на Россию требует более серьезных мер господдержки по всему спектру. И в ближайшее время!
Новости и события
Октябрь – Агросалон – сельхозтехника
В начале октября в Московской области в выставочном центре «Крокус Экспо» прошла самая крупная выставка сельхозтехники страны «Агросалон». Старт деловой программе дал Российский агротехнический форум, в рамках которого эксперты попытались дать ответы на вызовы, вставшие перед отраслью в новой реальности (Презентации спикеров доступны).
По словам президента ассоциации «Росспецмаш» Константина Бабкина, по размерам выставка не уменьшилась: хотя некоторые западные бренды ушли с российского рынка, их заместили расширенные экспозиции отечественных поставщиков, увеличилось и количество представленных азиатских компаний – из Китай, Турция, Индии. Сельское хозяйство России развивается, несмотря на трудности с поставками комплектующим.
Укрепляется и международная кооперация: партнер «Брянсксельмаша» концерн «Гомсельмаш» представил на выставке широкий спектр своей продукции. Белорусские тракторы МТЗ в отдельных сегментах тракторов занимают до 80% российского рынка.
Ведущий инженер ОАО «МТЗ» Василий Гнедчик показал самый мощный трактор завода из выпускаемых серийных – МТЗ 3522
Пожалуй, впервые, экспозицию техники дополнили произведения искусства – в центре павильона расположилась мини-галерея, посвященная труду агрария.
РЕСТИТУЦИЯ [лат. restitutio] Возврат отчуждённой частной собственности прежнему владельцу.
19 октября в Сочинском суде планировался к рассмотрению иск Генеральной прокуратуры к предприятиям «Мацеста чай», фермам «Экзархо» и «Волино» и еще 74 арендаторам земельных участков бывшего чайного совхоза.
Нельзя сказать, чтобы о реституции не мечтала часть российского общества: то там, то тут можно услышать реплики о том, что не мешает бы вернуть государству полученные олигархами блага. Государство и правда начало возвращать себе свое. Только вот процесс начали не с тех!
ОтЧАЯнные
Кадры черно-белой кинохроники сохранили свидетельство о том, как в далеком 1947 году под Мацестой было положено начало самым северным чайным плантациям в мире.
Отметившее в августе 2022-го свой 75-летний юбилей АО «Мацестинский чай» за последние годы вложило более 10 млн долларов, чтобы превратить 170 га земель в чайные плантации. 70 га – это старые советские посадки, которые требуют возвращения в оборот, а значит продукцию дадут только через 6-7 лет. Но и на уже введенных достигнуты впечатляющие результаты.
Менеджер по маркетингу Мацестинской чайной фабрики Ирина Новикова поясняет: в сравнении с прошлым годом урожайность выросла на 80%, а всего в этом году собрали 250 тонн чайного листа. Такой результат достигнут благодаря вводу после кропотливой работы новых площадей, первого за двадцать лет внесения удобрений и модернизации оборудовании.
«Три тысячи движений руками требовались раньше, чтобы собрать килограмм чайного листа. Первое «средство малой механизации» с мотором от бензопилы «Дружба» позволяло ускорить этот процесс, но работа была не для слабаков – инструмент был тяжелым. Современная техника позволяет паре рабочих за день пройти до 50 соток, а за сезон собрать до 50 тонн!
Собственные научные разработки, уникальное оборудование, разработанное совместно с зарубежными инженерами, 67 постоянных и до 200 сезонных рабочих мест, многочисленные награды выставок и дипломы от органов управления АПК – так выглядело настоящее предприятия.
Чай без церемоний
«Наша продукция многим нравится. Но понравилась, видимо, и земля, – признает Виктор Панкеев, гендиректор АО «Мацестинский чай».- Претензии у надзорных органов появлялись с 2007 года, но к примеру результаты последней проверки Россельхознадзора были отменены в судебном порядке. Проиграла в суде и администрация города Сочи, требовавшая расторжения долгосрочных договоров аренды».
Теперь «на чай» зашли через генпрокуратуру. «На 70 листах мы получили иск о признании ничтожными сделок по причине их мнимости– по всем 73 договорам! Получается, государство пытается через свой надзорный орган пытается признать собственные действия незаконными!» — изумляется Панкеев.
Чаеводы неоднократно просили продать им землю, но неизменно получали отказ. А теперь их просят просто освободить земли, в которые вложено столько денег и усилий. Главные инвестиции были сделаны в уникальное оборудование, созданное с японскими специалистами, в фасовочную линию немецкого производства, в ноябре 2022-го ожидается поставка китайского оборудования для фасовки.
«Государство отдало нам землю на 49 лет, это давало основание играть вдолгую и делать такие инвестиции, — объясняет председатель совета директоров Мацестинской чайной фабрики Константин Туршу. И с горечью добавляет: — Мы здесь родились, здесь живем и вдруг оказывается, что мы здесь – лишние! Нам предписано вывезти уникальное оборудование и сдать его в утиль? Ведь даже продать его некому: мы – единственные в своем роде!»
Вторит ему Виктор Панкеев: «С телеэкранов говорят о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса, об ограничении проверок бизнеса. И в нашем деле подоплека – не возврат земель в государственную собственность: перефразируя слова известного политика, у каждого такого иска есть фамилия, имя и отчество».
Случай с Мацестинской чайной фабрикой – не единичный. «Сельский час» получил еще несколько сигналов, позволяющих понять – это не разовая акция или ошибка. «Совершается попытка объявить незаконными все арендные договоры сельхозземель на этой территории, — делает вывод Игорь Абакумов.
Бьют витрины (агротуризма)
Еще одним попавшим «под раздачу» повесток предприятий стала экоферма Инги Экзархо. Ее семья давно мечтала об органическом сельском хозяйстве, долго искали место, и нашли – на склоне горы недалеко от Мацесты – с видом на море. Сегодня здесь расположился объект агротуризма, удостоенный премии среди стартапов в этой категории. Конный клуб, ягодник, козья ферма, сыроварня, ресторан, где подаются блюда исключительно из продуктов, произведенных в Краснодарском крае (это принципиальная позиция владельцев): в высокий сезон на ферме «Экзархо» принимают несколько сотен туристов. Фестивали мастеров и гастрономии, мастер-классы, свадьбы, семейные праздники, занятия по верховой езде, контактный зоопарк — в создание этого объекта вложена душа, немалые силы и средства!
За инновационный подход в сфере агротуризма комплекс «Экзархо» был удостоен звания «Лучший инновационный проект ITIF» на международном туристическом инвестиционном форуме.
«Мы были визитной карточкой района, нас знают в лицо в местной администрации, сюда привозят высоких гостей, ведь мы показываем, что хорошо отдыхать можно и в России, — рассказывает хозяйка экофермы. — Мы платим аренду за землю, и от перехода из федерального статуса в муниципальный быть государственной она не перестала! А 11 октября мне вручили копию иска — суд расторгает договор аренды, который признается недействительным. Президент призывает к консолидации, а жесткие действия администрации вносят только раскол! В течение 30 дней я должна уничтожить все, что создавалось несколько лет!»
Уведомления о расторжении договоров долгосрочной аренды осенью 2022-го, кроме героев этого выпуска «Сельского часа», получили более 70 арендаторов земель сельхозназначения в районе. Во времена президентства Д. А. Медведева в регионе была произведена передача ряда государственных земель из федеральной собственности в муниципальную. Но то ли процедуры были не соблюдены, то ли то ли одна рука государства не ведает, что творит другая… — словом, чиновники засомневались в собственных действиях.
Слово Абакумову
«Люди тридцать лет разрабатывали заброшенные земли, создали высокотехнологичную отрасль, рабочие места, платят налоги, а теперь предлагается всё это снести и отдать земли неизвестно кому! Или известно, но не все об этом знают? – задает риторические вопросы Игорь Абакумов и добавляет: Время выбрано «с расчетом» — в надежде, что все заняты военными сводками. Только вот войны рано или поздно заканчиваются, а вернувшиеся с фронта непременно спросят: «Где наши рабочие места?». И тогда станет известным, кто писал иски, кто уничтожал чайную отрасль России и обрывал развитие сельских территорий во всероссийской здравнице. И кто подвел президента».
«Сельский час» будет следить за развитием ситуации. В любую погоду.