14 июля 2025

Над пропастью маржи. Сельский час #267 (Игорь Абакумов)

Сельский час от 12 июля 2025


От редактора

Фермеров все-таки выдавливают из индустрии производства молока, мяса птицы, зерна — хоть тушкой, хоть чучелком: с помощью якобы цифровизации, якобы борьбы за безопасность продуктов, якобы охраны труда и мира во всем мире, а скот и птицу переводить заставляют. Вместо мы получаем импорт мяса, молока, сыра масла и яиц. Еще раз: импорт растет. Косвенно мы кормим чужих фермеров.

Добрый день, великий народ! Вы смотрите «Сельский час» — программу о селе и его обитателях. С вами Игорь Абакумов.

 

1:05 Сегодня в программе

— Цветы — новый заработок фермеров.

— Амарант вместо пшеницы на Алтае.

— Где и как растет батон? Экскурсия для молодежи.

 

Слово Абакумово

3:24 Я только что вернулся из Ленинградской области и вот какие впечатления: фермеры ищут прибыльные культуры, находят их и очень опасаются, что по их пути, как слоны, ринутся крупные хозяйства и затопчут, сбивая цены. Об этом в другой раз, а сейчас о фермере, который занялся не зерном, которое уже не даёт прибыли, а амарантом. Слыхали, что это такое?

 

7:28 Итак, амарант имеет спрос, и он нужен для пищевой промышленности. А вот вам товар, который вообще не едят, но без него вас не пустят домой. Цветочное фермерство начало развиваться совсем недавно, но достаточно успешно. Едем в Брянскую область.

 

16:07 Кроме «Сельского часа» я еще веду программу «Крестьянская застава» на «Радио России». Там беседовал с президентом Ассоциации «Теплицы России», депутатом Госдумы Алексеем Ситниковым. Он развил тему цветоводства до космических высот.

 

19:51Наверное, развитие других аграрных бизнесов, кроме производства продуктов питания, это хорошо. Занятость, деньги — всегда актуальные категории. Предприниматели рвутся туда, где наибольшая доходность. Но регулирование сбыта и закупочных цен в производстве продуктов питания, я имею в виду молоко и мясо, зерно и корма, ущербно и приводит к убыткам хозяйств. Представьте, что все ринутся выращивать цветы или амарант — что будет? Голимый импорт колбасы? Об этом — наши эксперты Александр Корбут, Александр Ветров, и, конечно же логичная и энергичная Нюша с письмами из деревни.

 

31:31 На юге страны идет массовая жатва. Но валом пошли жалобы на то, что трудно продать зерно. Что происходит? Об этом говорим с депутатом Ставропольской краевой Думы Петром Коротченко.

 

35:34 Кадры решают всё, когда они есть. Кадровый вопрос в агропроме каждый решает по-своему. Кто-то ждет иностранных специалистов, кто-то заключенных на исправление, кто-то учит детей прямо со школы — путь неблизкий, но более интересный. Рассказывает наш корреспондент Николай Таланов.

 

Новости

1:33 В Казани прошла выставка «Агриволга» — площадка объединила опытно-демонстрационные поля, масштабную экспозицию и деловой форум, была организована демонстрация современной сельхозтехники «Трактор-шоу». Панельная дискуссия была посвящена перспективам молочного рынка, прошла конкурс-выводка племенного скота.

1:57 На Кубани особой противопожарный режим действует в 44 муниципалитетах края. Местами горят поля.

2:28 Ставропольский край: фермер Геннадий Сабынин поздравляет всех с началом уборки, призывает соблюдать правила противопожарной безопасности и предлагает не дисковать, а пахать, наглядно показывая разницу.

28:28 Мараловодческие хозяйства Алтайского края ведут обрезку рогов. Общее поголовье маралов в республике Алтай составляет 58 тыс. голов, разведением занимаются 79 хозяйств различной формы собственности.

29:58 Руслан Кантемиров рассказывает о выставке «День поля Ульяновской области» 2025 года: впервые на дне поля такая холодная погода! В полях Поволжья зреет очень хороший урожай. В этом году Ульяновской области побьёт рекорд по уборке зерновых или приблизится к нему! Хотелось бы ещё иметь и хорошие цены на свою продукцию, но многое зависит не от нас!

30:55 Госдума приняла в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Он вводит новые понятия: контрафактные и фальсифицированные пестициды и агрохимикаты, устанавливает нормы по их выявлению, изъятию и уничтожению! Ожидается, что это будет способствовать безопасному обращению с этими веществами на территории Российской Федерации.

 

Наш репортаж

3:52 Необычная культура

Иван Курнаков, агроном ООО «Гефест» из Алтайского края, делится опытом выращивания амаранта. На Алтае эта культура мало известна. Пять лет назад заинтересовались маржинальной культурой, привезли семена из Воронежской области. Амарант понравился за свою неприхотливость к болезням, и за засухоустойчивость (при 10-15 мм осадков за сезон она дает до 1,8-2 т продукции с гектара) — на культуру можно надеяться! Впрочем, за пять лет делали и много очень ошибок, а то и природа вносит свои коррективы – то снег, то ураганы.

Мука богата протеином, можно пускать и на силос там, где про кукурузу и речи быть не может. Да и в работе проста – посеял и жди: специальной обработки не требуется, ведь у амаранта нет злостных вредителей, а для уборки сорняка нужен трактор для обработки междурядья.

Что касается сбыта — заказчик пока один: переработкой амаранта занимается компания из Барнаула — производят ферментированный чай, муку и масло, а ещё из растения добывают сквален — природный антиоксидант.

 

7:49 Яркий бизнес

Фермер Андрей Лисицын из Брянской области задался вопросом: а почему мы сами не можем обеспечить себя цветком? И сам дал ответ – можем!

Путь к тепличному бизнесу не был прямым: выращивали пшеницу, гречку, но погода тяжёлая, и постепенно пришли к решению – спасет только закрытый грунт, где климат можно контролировать. В гранте «Агростартап» ему отказали, но он справился и без.  Впрочем, сначала думали о выращивании малины, а потом решили – будут розы.

Ферму купили с торгов, все вычистили, сделали вентиляцию, стали выращивать тюльпаны и розы. Кстати, опыт Андрей перенял от родителей, – они еще 37 лет назад посадили тюльпаны, потом розы, и всю жизнь он помнит эти цветочные теплицы. Решил он и своим шестерым детям оставить что-то реальное: отказались от арендованной земли, купили свое и начали развиваться тепличном бизнесе. Родители боялись вырастить больше 30.000 тюльпанов, а новое поколение сразу посадили 500.000. Круглый год на ферме работает 5-6 человек, кроме самого Андрея с братом, чтобы привить ребёнку с детства знание, что всегда заработать деньги на работе!

Каждый год ездит чему-то учиться у других, вот и сейчас вернулся из «турне»: Липецк, Воронеж, Краснодар, а закончил Симферополем, где ребята на десяти гектарах выращивают хризантему. Хризантем в Брянске не выращивают, вот и решили – «А у нас будет!»

Планов у Андрея громадье — создать в Брянске первый цветочный кооператив, обеспечить других посадочным материалом, технологией и сбытом. А дальше – уже и поставки во все сети!

35:57 С младых ногтей

В Нижегородской области школьники из деревни приехали в НИИ сельского хозяйства и инициатором поездки стала учитель местной школы Татьяна Паклина – хотела, чтобы детям было интересно, чтобы они посмотрели, увидели, потрогали!

Сельскохозяйственные культуры эти дети знают не понаслышке: растут в деревне живут, и у каждого дома свой огород. Но как появляются новые сорта – услышали впервые.

Главная задача у таких экскурсий – привить детям, живущим в сельской местности, интерес к аграрным профессиям, чтобы по окончании школы они не стремились уехать в город! Впрочем, среди них уже есть те, кто увлекается растениеводством, увидев работу селекционеров наглядно, окончательно утвердятся в выборе профессии.

 

Интервью 

16:24 Президент ассоциации «Теплицы России» Алексей Ситников

В производстве цветов в денежном выражении мы не так близки к лидерам, но по производству розы мы обогнали Голландию и входим в десятку стран по площадям с теплицами для производства роз. Строя теплицы последнего поколения, мы почти в два раза увеличили производство – до 400 млн штук в год, но все еще порядка 75% роз на рынке — привезённые из-за границы.

В России сегодня 200 га цветоводческих теплиц, около 10 крупных товарных хозяйств с производством роз на срезку, практически импортозаместили горшечную розу.

Еще 10-15 проектов находится в стадии рассмотрения — от одного до 10-15 га новых теплиц. Бизнес начинается , на мой взгляд, со строительства тепличных комбинатов от 6 до 10 га – это позволяет рационально использовать дорогих сегодня специалистов, оптимизировать затраты на логистику, площади хранения. Какой объём инвестиций требуется на 10 га? Теплицы с микроклиматом, система малого объёма и искусственного света, то есть от 5 до 8 млрд рублей.

31:47 Депутат Ставропольской краевой Думы Петр Коротченко

Разрыв между уборкой зерна и отгрузками зерна сильно увеличился, и связано это с работой мониторинговых систем: если с ФГИС «Зерно» мы справлялись достаточно успешно, то сейчас ситуация несколько усложнилась: партии зерна, готовые к продаже, на которые есть покупатель, своевременно не отгружаются, потому что ждем, пока госмониторинг зерна осуществится!

Госмониторинг зерна – это и очередной ФГИС и смешение ФГИСов. Вроде как мониторинг зерна позволяет государству контролировать качество зерна, но мы уже обсуждали, что это больше похоже на очередное обилечивание сельхозпроизводителей: раньше мы продавали зерно в течение там одного-двух дней, потому что мы делали сертификат в районе, а теперь везет образцы в район, те отправляют в краевую или в областную региональную лабораторию… Сколько дней теряется на этом анализе зерна? От пяти рабочих до 12 дней, хотя в период массовой уборки лаборатории просто не успевают!

Какая польза от этого государству? Мы замораживаем деньги, не полученные от продажи вовремя, стоимость анализов не различается от объема партии.

Поэтому выбор у маленького фермера – то ли платить эти 30.000 рублей, то и продать зерно кому-нибудь за наличку! Как думаете, что он будет делать?

Реплики экспертов

20:34 Александр Корбут, аграрный аналитик

Долги сельхозпроизводителей всё время растут. В целом, это нормальное явление: не бывает так, чтобы кто-то развивался, не формируя задолженность, не привлекая кредиты, займы, не закупая технику. Вопрос в динамике! За первый квартал 2025 года суммарная задолженность крупных и средних сельхозорганизаций выросла на 13%, и основной рост пришёлся на птицеводство и выращивание зерновых и масличных. Долгов больше, чем будет выручка на 40%. А это означает финансовую неустойчивость предприятий. Просроченная задолженность достигла 81 млрд рублей, в сравнении аналогичным периодом прошлого года – рост на 28 млрд! Это очень много! И вся она сосредоточена в животноводстве, в т.ч. 94% — это птицеводство! Вот вам точка кризиса будущего в сельском хозяйстве!

Сначала добили экспортные ограничениями растениеводство, теперь денежно-кредитная политика добивает животноводство!

Что будет делать Минсельхоз? Я вижу такие необходимые меры: снять экспортные ограничения и вообще все ограничения в обороте сельхозпродукции, снизить затраты, которые формируются за счёт сборов, фгисов – экологический, утилизационный сбор и так далее, и привести в более разумное состояние политику сдерживания цен! Сдерживать цены надо на полке!

 

24:04 Кому это надо?

Александр Ветров, аграрный журналист

Я вернулся с дня Брянского поля – они проходят по всем регионам, по всей стране. Все задаются вопросы, а кому все эти праздники нужны? Тем, кто с техникой выставляется, уже большой выгоды нет: ушли те времена, когда фермер мог прямо на выставке сказать: «Заверните-ка мне, пожалуйста, вот этот агрегат!». Почему — вы знаете: денег нет! И почему их нет — тоже знаете!

Машиностроителям выставки нужны для имиджа — чтобы про бренд не забывали, для переработчиков выручка — как капля в море, а вот для участников поменьше и совсем маленьких — совсем другая история: мелкие фермеры и ЛПХ получают тут хороший старт, дают своего потребителя. Вот фермера-картофелевода Ковтуна благодаря таким мероприятиям знает почти каждый Брянский огородник! Или вот семейная ЛПХ — держит коз, варят сыр, их ни в одном супермаркете не ждут. Но представлены такие маленькие хозяйства на днях поля не так широко. Впрочем, видимо, кто-то из организаторов таких мероприятий понимает, что без них аграрный сектор и картина сельской жизни – неполноценны!

 

26:35 ИИ-Нюша, интеллект

Решили мы тут агроагрегатор зарегистрировать — и себе сбыт облегчить, и соседям помочь. Но отказали нам, мол, один агроагрегатор в районе уже есть. Оказалось, что еще в позатом году по весне приезжали мальчики шустрые из области, но по осени, когда люди решили им картошку с капустой продать, они уже всё закупили и им ничего не надо. Из пяти хозяйств в том агроагрегаторе все хозяйства одной семье принадлежат — депутата местного, а дочка его директором числится. Так что своё, родное они сбывают, поддержку получают и всё у них хорошо! А мы тоже хотим, чтобы у нас хорошо было!

 

38:04 Вместо послесловия

Непопулярно сейчас говорить о недружественных странах, но тем не менее опыт есть опыт. Во Франции ниши производства фермерских продуктов защищает закон: если мелкие хозяйства региона делают сыр из своего молока, никто не вправе строить там аналогичные производства. Если выращивают малину или голубику — их интересы охраняет закон. Мясо — значит, никаких «крупняков» рядом. Это общественный договор, прописанный на бумаге с печатью. И никто не смеет его нарушить. Хорошо бы это, во-первых, знать, а во-вторых хороший опыт перенимать.

В любую погоду!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo