31 марта 2025

В чей карман работают крестьяне? Сельский час #252 (Игорь Абакумов)

Сельский час от 29.03.2025

От редактора

Знаете, почему наверху не слышат просьбы фермеров забрать назад всю поддержку и оставить их в покое? На мой взгляд, ларчик открывается просто: почти вся помощь фермерам у них отнимается штрафами и другими поборами и переходит в частные карманы. За прямое воровство из бюджета есть риск «посадки». Вот и мучают фермеров морковками помощи да только отбирают её прямо из желудка, как мясо у чеховской Каштанки – ростом цен на топливо, пошлинами, фгисами, платонами, честными знаками.

Все понимают эту схему и стремятся выжить без скандалов. А суммы субсидий растут и стремятся к триллиону каждый год – кормовая база растёт. Но не у фермеров.

Добрый день, великий народ! Вы смотрите «Сельский час» — программу о селе и его обитателях. С вами Игорь Абакумов.

 

1:26 Сегодня в программе

Экспортный мёд из Нижнего Новгорода

— О чем думает фермер на границе жизни и смерти

Число убыточных хозяйств и целых регионов растет

 

Мини-репортажи

2:07 Фермер Андрей Хорошавин о весенних полевых работах в Чувашской республике.

3:21 Юрий Инзелис из Челябинской области – о животноводческих «посевных» работах – искусственном осеменении герефордов.

 

Слово Абакумово

4:18 Фермеры долго молчали. И вот уже второй месяц подряд своими высказываниями тревожат хрупкие нервы министра сельского хозяйства. То, что было на съезде АККОР, вы слышали, мы слышали, в администрации Президента тоже слышали. А теперь то, о чем на днях говорили в Госдуме.

 

10:35 Оксана Лут к фермерам АККОР не ходит – они ей не нравятся. Чтобы фермеры не забывали её лицо, напоминаем – на отчете Правительства в Совете Федерации министр была в желтеньком. В цветах урожая.

 

12:52 Мой коллега Александр Ветров побывал у фермера, который работает на границе Брянской области с Украиной. Вот что он рассказал о предстоящей посевной.

18:45. О том, что было, что будет и на чем сердце успокоится говорят аналитики «Сельского часа» Александр Корбут, инженер Горгодзе и искусственный интеллект Нюша со своими письмами из деревни.

 

27:06. Любопытные новости приходят: Минсельхоз начинает не только слушать, но и слышать. Видимо, серьезность ситуации с доходностью фермеров дошла до верха, но еще не воплотилась в действия.

Говорим об особенностях национальной посевной с депутатом Ставропольской краевой Думы Петром Коротченко.

 

35:11. Ну, и на посошок сладенького. С приятными новостями Николай Таланов из Нижнего Новгорода.

 

Наш репортаж

13:05 У каждого свой крест

Алексей Халаев из Брянской области сетует, что все вспоминают про российское хозяйство, только когда цены в магазине растут. И то с обвинений в адрес сельхозпроизводителей. А про то, что нету грамотной государственной политики в этом отношении – не говорит никто.

Алексей приводит несколько примеров – и про программу поддержки фермеров на приграничных территориях, и про кредит для подготовки к весенним работам, заявку на который он подал еще до Нового года, а ждать одобрения от банка пришлось почти полгода. Теперь вот проблемы с минеральными удобрениями… Алексей-то свои решил волею случая, выкупив партию, готовую на экспорт в Польшу.

Озимая пшеница перезимовала хорошо, потенциал у неё высокий, и удобрения поддержали бы его, однако приходится выбирать, и Алексей отдает приоритет полю, где будет сажать картофель — главную культуру для хозяйства, хотя и картошка, и зерно в последние пару лет для фермеров уже не столь маржинальны. И вот, к диспаритету цен добавилась новая напасть – электронные системы учёта и контроля.

Одним словом, проблем, вопросов и разочарований у фермеров в приграничной зоне – хоть отбавляй! Но в сельском хозяйстве, как? Помирать собирайся, но хлеб сей. «Мы тут живём так: граница, обстрелы, прилёты, но надо своё дело выполнять. Если мы хотим сильную Россию, то надо на своём месте достойно трудиться».

 

35:18 А будет еще слаще!

Алексей Тараканов – единственный экспортер меда Нижегородской области, зато перечень стран-покупателей широк: Сербия, Болгария, Индонезия, Вьетнам, Китай, Ирак, Иран, Филиппины…

Ещё два года назад Нижегородская область в списке российских экспортёров мёда не значилась, а сегодня каждый четвёртый килограмм продукта на экспорт идёт отсюда. Фермерское хозяйство Алексей Тараканова создано в 2011 году — тогда он собрал первые два ведра мёда. Сегодня пасека даёт 20 тонн.

Сюда на переработку мёд поставляют ещё около 100 пчеловодов региона. После лабораторных исследований мёд делится по типам на большие партии, проходит гомогенизацию. Пищевая безопасность предприятия обеспечивается системой ХАССП, проверяют входное сырьё каждого поставщика, мёд смешивается, но «источник» (гречиха, подсолнечник, разнотравье и т.п.) сохраняется, правда отличить их (по содержащейся пыльце) можно только под микроскопом. Продается нижегородский мед и на внутреннем рынке – для розницы он фасуется в мелкую тару.

Алексей планирует открыть ещё один цех по переработке продуктов пчеловодства и удвоить объёмы экспорта!

 

 

Реплики экспертов
18:58 Все меньше прибыльных

Александр Корбут, аграрный аналитик

Получены данные Росстата по удельному весу прибыльных предприятий в сельском хозяйстве, они касаются только крупных и средних организаций, по малым формам такая статистика ни Росстатом, ни Минсельхозом не ведётся.

Удельный вес прибыльных СХО увеличился по сравнению с прошлым годом на 0,5%. Но если посмотрим более длительную динамику, картинка совсем другая: сейчас удельный вес прибыльных предприятий ниже, чем в 2020 году, — четыре года прошло, а улучшения нет.

Подросло количество и удельный вес прибыльных СХО по животноводству: а по растениеводству идёт устойчивость снижение – «спасибо» пошлинам и экспортным ограничениям. В половине регионов страны удельный вес прибыльных СХП ниже среднего по стране – работаем, работаем, а результат не получаем, и это закономерный итог аграрной политики. Вся борьба с инфляциями перекладывается на аграриев, а экспортные ограничения лишают доходов растениеводство. Успехов у нас будет не больше!

 

22:12 Младший брат
Андрей Горгодзе, инженер

Поговорим о тракторе МТЗ-2 — родном брате МТЗ-1! Трактор был выпущен 14 октября 1953 года: это первый колёсный трактор, который был произведён на Минском тракторном заводе, и первый массовый серийный советский трактор на пневматическом ходу.

Этот трактор имеет всё для современного универсального пропашного трактора: балансировка, дающая возможность регулировать тяговое усилие, работу с навесными орудиями, смещённый вправо руль, позволяющий смотреть за движением по рядкам, передний и задние мосты с регулируемой колеёй от 1200 до 1800 мм, вал отбора мощности со шкивом для привода ленты. Самое важное – это навесная система, под которую на заводе «Красный Актай» были выпущены навесной плуг и два варианта культиваторов.

Уже конструкция трактора предусматривала и выход отбора мощности на хвостовик. С этого первенца и началось массовое производство универсально-пропашных колёсных тракторов для механизации нашего сельского хозяйства и с него пошла наша знаменитая серия минских тракторов «Беларус». После него был 5-й, 80-й, 82-й и нынешние трактора 900-й и 1000-й серии в классе 1.4 Но об этом мы расскажем позднее.

 

25:01 Как бы хуже не обернулось
#НашаНюша, искусственный интеллект

Здравствуй, Ксюша, услышали мы, что мужик в «Пятёрочке» украл 40 пачек сливочного масла и все поняли – перепродать хотел. Если бы не угробили ЛПХ и мелких фермеров, так и не воровал бы никто: раньше в каждом дворе были коровы- свиньи — овцы и птица всякая. Сначала ругали, что пахнем плохо, потом запретили потом запретили торговать мясом и молоком домашним, а сейчас инспектор Россельхознадзора — хуже гаишника: на всё у них штраф!

 

Тема выпуска: Фермеры как вымирающий вид
4:41 Возвращаться будет некому

Глава КФХ Дмитрий Сальников на встрече в Госдуме рассказал, что в Московской области за пределами коттеджных посёлков нет людей! Он один из немногих, кто продолжает вести сельское хозяйство. А теперь и он на грани: Меркурий, Хорриот, да и Россельхознадзор обещает каждый год проверять. Соседка готова расстаться со своим скотом, потому что вести все ФГИС невозможно: «В четыре утра подоила корову, и кто-то в четыре должен также встать и где-то нажать кнопку, чтобы ты смог отправить молоко». И на это подвязана целая цепочка. У фермера просто нет рабочего времени на ведение всех цифровых систем. Алексей уверен, что большинство хозяйств семейного уровня просто уйдут, и перепись сельскохозяйственных организаций покажет дальнейшее сокращение. А людей, которые смогут и захотят вернуться, уже не будет. Он уверен, что организации, где есть выделенный ресурс *(агроном, бухгалтер, администратор), могут вносить в системы, а остальных нужно избавить от этой обязанности. Вторит ему Олеся Саблина из Алтайского края: у мелких предприятий возникает желание закрыться потому что совмещать работу на земле и за компьютером уже нереально.

Владимир Плотников, АККОР, напомнил требование фермеров России: системы должны быть упрощены на уровне государства, должна быть создана единая информационная платформа, «иначе мы все потеряем».

 

10:53 «Мы славно поработали»™

Михаил Мишустин: Главная задача была – поддержка отечественных производителей. Мы создавали условия для повышения рентабельности, сохранили все основные направления приоритетной поддержки нашего АПК. По продукции, где невозможно было достичь быстрого результата, мы принимали оперативные меры: временно ограничивали вывоз, чтобы товары оставались внутри страны, и наоборот — если видели, что нужно дополнительно насытить рынок продуктами, временно расширяли ввоз продуктов из дружественных в первую очередь стран. Важно было выстроить баланс спроса и предложения, и сгладить ценовые колебания.

Одним из существенных факторов роста цен остаются наценки посредников. В отдельных случаях маржа на товары доходят до 50%, как это было в частности с рыбной продукцией: в цепочке от рыбака до конечного потребителя обнаружено до шести посредников, в результате цена для покупателя выросла в 3,5 раза…

 

27:30 Дайте же работать!
Петр Коротченко, Ставропольская краевая дума

На прошлой неделе совещание проводила заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации М. И. Афонина. Я сделал вывод: в министерстве видят проблемы и пытаются найти их решения, но министерство стало заложником предыдущих рекомендаций совершенно разноплановых. Система, которая позволяла производить до 157 млн тонн зерна, дала сбой. Нормативка по госрегулированию и желание внедрить вещи, которые друг другу противоречат, приводят к такому результату.

После совещания появился определённый оптимизм: прошла неделя, а уже есть версия приказа с изменениями, которые позволят легче работать. На сегодняшний момент разрешается в засушливых зонах семена производить на парах. Второй момент: урожайность семян зависит не только от репродукции, но от сорта – у некоторых сортов третья репродукция дает больше урожая, чем другие сорта, которые разводятся у нас, как грибы и не остаются в производстве совершенно. В приказе предусмотрено, что будет проводиться апробация семян: в этом году и четвёртой репродукции, в следующем году — и третьей репродукции, до 2027 года планируется убрать третью репродукцию, но я думаю, что это нецелесообразно и буду писать, чтобы обратили на это внимание.

Административное давление и госрегулирование избыточно во многих вопросах. Зачем государству в режиме чуть ли не реального времени знать, что Иванов Иван Иванович на своих 200 гектарах сегодня делает?

Это делается ценой миллиардов человеко-часов, многие мелкие производители ушли из производства, потому что нужно либо уходить в ЛПХ, либо заниматься всякими этими сатурнами.

Вот в нашем хозяйстве: вчера с утра было мои главные агрономы со специалистом из бухгалтерии потыкались в компьютере, попытались внести план внесения удобрений в системе Сатурн. Ничего не удалось сделать, они поругались и поехали в поля вносить удобрения. Сегодня опять попробовали до обеда. В службе поддержки я услышал, что звонок очень важен для них и все операторы заняты. На штрафы пока есть определённый мораторий, но нас всех гоняют, мы становимся нарушителями.

Страна большая, люди совершенно разные, и нормативные документы – одни способствуют производству продукции, а другие просто отнимают время и убивают людскую жизнь на ненужные вещи, которые не приносят государству ни хлеба, ни молока, ни мясо…Решения, которые принимаются, на сегодняшний день не позволяют нам нормально работать!

 

38:04 Вместо послесловия

Знаете, чем обязан государству европейский и американский фермер? Налогами! И всё – никакой отчетности, кроме бухгалтерской, у него нет.

И субсидии ему дают на простых условиях: на голову скота, на гектар пашни, на километр очищенных от снега сельских дорог, на отстрел волков и кабанов. Что такое ФГИСы и «Честный знак» западные фермеры не знают – это чисто российское изобретение. Если в Европе и США государству сильно надо знать, сколько фермер надоил или засеял, для этого есть специально обученные люди, которые собирают данные за государственную зарплату.

И почему наш фермер должен за свои деньги и время удовлетворять интерес чиновников плюс платить в частную контору за каждую марку на бутылке молока? Этот вопрос должен давно заинтересовать следственный комитет и прокуратуру. В любую погоду!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo