Сельский час от 23.11.2024
От редактора
Есть мнение, что в сельском хозяйстве начался очередной передел собственности: ставка Центробанка является ключевой – кто-то разорится, а кому-то активы достанутся за бесценок. Одним условия создаются, другим условия создают. Чувствуете разницу?
Самый большой экспортер зерна без видимых причин заблокирован Россельхознадзором и ему предлагают продать порт и флот за копейки… конкуренту. Или в селе закрывают отделение Почты России, чтобы люди сами сбежали с земли и им не надо было платить. Приёмов много. Один из последних – страхование: не заплатить и разорить.
Добрый день, великий народ! Вы смотрите «Сельский час» — программу о селе и его обитателях. С вами Игорь Абакумов.
1:17 Сегодня в программе:
— Дорогая дорога. Как с фермера взяли миллионы, а асфальта не видать…
— Страшное страхование: кому верить?
— Что происходит с кадрами на селе?
Новости
1:54 В Чувашии объявили расширении списка возможного к покупке оборудования с господдержкой: новые механизмы начали действовать для переработчиков картофеля, овощей и молока, а также для желающих обновить свой техпарк. От 35 до 50% стоимости приобретения новой сельхозтехники будет возвращаться аграриям, в частности, на технику, купленную по договору лизинга. Такое постановление подписал глава Республики Олег Николаев.
2:39 Чем отличается традиционный сад от интенсивного, какие фрукты лучше выращивать в Южном Дагестане – об этом говорят на уроках агрономии в средних школах региона. Базовые знания у ребят есть — они из семей потомственных садоводов и виноградарей. Задача преподавателей — рассказать о новых тенденциях. Пока занятия ведут преподаватели аграрного колледжа, но в ближайшее время их заменят учителя биологии, которые пройдут повышение квалификации. Планируется развивать пришкольные сады и теплицы.
3:26 В Нижегородской области открылось производство кормов для рыбы: после выхода на полную мощность завод будет производить 15.000 тонн кормов в год — около 10% потребностей российского рынка (разведение форели и осетровых). Завод производит корма и для других видов сельскохозяйственных животных. Сумма вложений компании «Русское поле» в этот проект составила 650 млн руб.
Наш репортаж
4:35 Ждите, вам ответят
В начале 90-х Евгений Гусев начинал свое фермерство с 30 га земли в Рязанской области. Сегодня у него — одно из крупнейших фермерских хозяйств в регионе. Полный цикл производства, своя техника, до 50.000 тонн «валовки» зерна: пшеница, ячмень и масличные.
«Дороги полевые мы содержим в отличном состоянии, потому что для нас много значит амортизация\», — объясняет Евгений. — В первый год работы к осени у машин не осталось рессор, поэтому и занялись серьезно инфраструктурой: Это позволяет экономить денег на дизтопливе, на логистике, на тех же запчастях…»
Но есть 9 км дороги, от которых хозяйство сильно зависит, но повлиять на которые никак не может – участок от райцентра до села Чёрная речка в таком состоянии, что некоторые контрагенты просто отказываются туда приезжать. Обсуждали с областной администрацией и в итоге пошли на предложенные условия софинансирования: первыми в регионе по двум проектам планировали вложить под 120 млн своих денег.
Дорога нужна, кстати, не только ради зерна: семь лет назад сюда фермер перевез обанкротившийся Пермский конный завод – одно из самых известных в орловском коннозаводстве хозяйств. Гусев показывает награды ипподромных бойцов: «Хорошая лошадь не только себя окупает — она уже приносит прибыль». А ещё фермер развивает мясной проект (ангусы), вот-вот начнётся строительство предприятия по переработке.
А еще дорога – это перспектива возрождения деревни. Так что же с проектом? Несмотря на обещания и гарантии от властей, дело несколько лет стоит на месте, хотя фермер выполнял все обещания. Пока согласовывали проект, долю софинансирования проекта фермером подняли с 5 до 10%, и Гусев согласился. Продолжаются качели согласования с разными ведомствами.
Племянник Евгения Александровича Алексей с «дорожным вопросом» смог пробиться в Совет Федерации на Форум сельских тружеников. Ответ был в стиле «Вопрос на контроле», и снова месяцы ожиданий. Но если фермер не строит дорогу за два года, «деньги просто сгорают».
35:06 Евгения Доржиева, Республика Бурятия
Спасибо, Почта России!
Как забрать письмо, посетив за день шесть районов…
Слово Абакумово
4:12 Есть много приёмов сгона людей с земли. Например, отобрать у них скот под видом болезней. Или понизить закупочные цены на молоко. Или сдать общественные пастбища в аренду и поднять цены на корма. Из последних хитростей: пообещать дорогу, взять деньги, но ничего не построить.
14:10. Остается только аплодировать жизненной силе фермерства, которое не сдаётся ни при каких условиях, более того – продолжает наращивать производство. Однако давление на сельский социум идет со всех сторон. И об этом – аналитики «Сельского часа» Александр Корбут, Нина Попова и примкнувший к ним искусственный интеллект – подружка Ксюши Нюша с очередным письмом из деревни.
24:03 А теперь о страховании в сельском хозяйстве. Было время, когда посевы, животных и технику страховал Госстрах – государственная компания, все было по-честному. Сейчас страхование — это частный бизнес. И все попытки исправить родовые травмы этого бизнеса ни к чему не приводят — в страхование никто не верит.
34:25 От себя добавлю: если продолжать и дальше пытаться закрывать глаза, проблемы не исчезнут. Более того, установленная прямая связь обязательного страхования в частных компаниях с господдержкой и получения субсидий из бюджета наводит на мысли о коррупционной составляющей такого механизма. Странно, что органы до сих пор не проявили интереса к таким мыслям, чтобы подтвердить или опровергнуть их.
Впрочем, есть места, где и страховать скоро будет нечего. Почта России сокращает свою деятельность в сельской местности.
Тема выпуска: вот тебе и АгроСтрах
24:26 «Система страхования имеет огромное значение» — заверил всех Владимир Плотников, президент АККОР. — И государство всё больше выделяет ресурсов на то, чтобы система страхования работала!»
По словам Корнея Биджова, президента Национального союза агростраховщиков, в Российской Федерации на 1 ноября застраховано порядка 12 млн посевных площадей в 72 регионах Российской Федерации, с учётом озимых под урожай 2024 года застрахована более 20% посевных площадей! В животноводстве охват порядка 47% поголовья. Доверие – главный фактор развитие и проблема, которую нужно решать.
Председатель АККОР Воронежской области Сергей Скипа объясняет причины этого недоверия: «Показательные выплаты – это здорово, но многие хозяйства работают ва-банк, без страховки, рентабельность и так либо отрицательная, либо на нуле, и на следующий год этих хозяйств уже не будет» и добавляет: «Страхование само по себе мы поддерживаем! Но следующий вопрос – «прилеты» и государство, и страховые компании проигнорировали. Сегодня фермерские хозяйства предоставили свои территории под объекты Министерства обороны получили выплаты – ноль: для страховой это явление «не носит природный характер».
Председатель правления АККОР Рязанской области Владимир Мимоглядов поддерживает коллегу и спрашивает, нет ли в агростраховании с господдержкой коррупционной составляющей: если государство участвует в страховании своими деньгами, то слышать ответ на вопрос о невыплатах при страховом случае, что «это бизнес» — очень странно.
Корней Биджов парирует, агрострахование — это бизнес, как и банковский, и он «не подарок для страховых компаний».
30:43 Мнения фермеров
-
Сергей Дронов, Смоленская область
-
Магомед Алиев, Волгоградская область
Реплики экспертов
14:37 Александр Корбут, аграрный аналитик
Решают ли кадры все
«Нужны кадры» — звучит по всем каналам, в т.ч. в отношении сельского хозяйства. МСХ насчитывает дефицит сотнями тысяч, и я решил посмотреть статистику: в АПК занято порядка 6 млн человек, в сельском хозяйстве — 4 млн человек, и эта численность снижается достаточно быстро – идет естественный процесс автоматизации и совершенствования технологии. В животноводстве по сравнению с 2017 годом численность работающих сократилась на 36%, в растениеводстве незначительно – всего на 8%. Поэтому разговоры о сотнях тысяч – «ни о чем»: это «хотелки» предприятий — чтобы людей было много, чтобы можно было платить им меньше, чтобы были очереди желающих прийти на работу.
Сравнивания с экономикой в целом, в сельском хозяйстве примерно в три раза меньше занятых, имеющих высшее образование, меньше имеющих среднее профессиональное образование, но зато больше имеющих основное общее и общее образование: низкое качество человеческого капитала среди занятых! Эта работа неквалифицированная. Поэтому задача переподготовки кадров становится всё более значимой.
Есть большие проблемы с возрастным составом: у нас меньше молодёжи. Надо решать связанную проблему: использование малолюдных технологий (от этого никуда не уйти) и расширение подготовки. Минсельхоз создает агроклассы, но знания должны быть хорошие академические — подготовить селекционеры, изучая обычную биологию, не получится.
Две проблемы — технологическое развитие отрасли и создание системы подготовки и переподготовки кадров — являются основными.
18:35 Нина Попова, фермер
О прохождении трубопроводов по землям сельхозназначения
Мы ежегодно взаимодействуем с разными структурами. Раньше была совершенно понятная, прозрачная система: проектировщики согласовывают с нами проект размещения наземных сооружений, после согласования приступают к строительству. В последние годы ситуация поменялась в корне: мы, землевладельцы, узнаём о том, что производится какое-то строительство, когда приезжаем на поле и там стоит бульдозер или уже построен, например, колодец. Подрядчики пеняют на проектировщиков, проектировщики на подрядчиков, «ген-» и «суб-». В этом году по документам, полученными на электронную почту, в одном месте должны были располагаться временные технологические сооружения, а фактически мы обнаружили построенные капитальные объекты в границах землепользования. Приходится заниматься фигурным катанием с сельскохозяйственными орудиями. На такой ноте мы долго работать не сможем.
21:52 #ПослушайНюшу
Брать иль не брать – вот в чем вопрос*
Захотел Васька получить грант на фермерство, поехал к другим фермерам в соседнюю деревню да пропал на три дня. Но вернулся зелёный и злой, но трезвый – увидел, как проверяют тех, кто уже эти самые гранты взял.
38:00 Вместо послесловия
Если взвесить на одной чаше меры поддержки фермеров и малого бизнеса, а на другой – меры ползучего противодействия их развитию, получается равновесие. Минсельхоз ситуацию либо не контролирует, либо закрывает на нее глаза – еще предстоит разобраться.
Результат: Россия в первой четверти 21-го века возвращается к импорту продовольствия, и вслед за маслом, яйцами и картофелем речь пошла уже о закупках овощей, а это уже близко к национальному позору. Непростительный итог победных рапортов.
В любую погоду!
Выскажусь по двум темам. 1.Агрострахование сейчас в такой позиции, что не заинтересовано в количестве клиентов. Массовое страхование озимых сейчас разорит страховщиков уже весной. Поэтому и агрессивная реклама страхования посевов прекращена начисто. 2.Никакая по качеству профессиональная подготовка агроспециалистов не решит отрасль кадрового голода. Люди не хотят экономических, социальных, да просто- никаких- лишений, коими сельская действительность перенасыщена. Вопрос решён не в пользу сельского населения. Исход продолжится и продолжится по экспоненте. Спорить по причинам и последствиям процесса- бесполезно, а значит- бессмысленно. Возможно, к вопросу вернутся , но не скоро и , наверняка , уже без нашего участия…И даже без участия наших потомков. Население улуса Джучи ( русских) сменят на население улуса Чаготая (азиатов — прямо говоря)…
Пожалуй, выскажусь и по третьей. Технологическое развитие отраслей сельского хозяйства в огромной степени зависит от политики правительства и имеет в разное время разную разную (иногда противоположную) направленность. Качество компетенций исполнителей имеет значение, но не может повлиять на направление развития, выбранную властью…