№140 от 21 января 2023 года
От редактора
Впервые за 25 лет Россию не пригласили в Берлин для участия в Глобальном продовольственном форуме ФАО. Это, конечно, полное свинство, поскольку СССР, а соответственно и Россия, является учредителем сей продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Притом, что ФАО – международный инструмент борьбы с голодом в мире, а Россия – крупнейший экспортер зерна.
Это информация поможет осознать, что происходит в мире, насколько глубок разлом и как это сказывается на самой маленькой ферме. Слушайте, смотрите и постарайтесь понять свое место и свои возможные манёвры.
Добрый день, великий народ. Вы смотрите «Сельский час» — программу о селе и его обитателях.
С вами Игорь Абакумов.
0:58 Сегодня в программе
Задача — создать резервы продовольствия!
Продается успешная ферма. Кому это выгодно?
Как у сельского кооператива грант отнимали
Слово Абакумову
01:35 Еще раз вернусь к Берлину и Глобальному продовольственному форуму. До начала 90-х нас там не было, пока мой друг Михаил Злыдников — глава Всемирной ярмарки «Российский фермер» в Ленинграде, не пробил дорогу на выставку в Берлин. Я был с ним в первой поездке, вместе с ним открывал стенд России — всего 20 квадратных метров — водка, икра, сметана и пельмени Колпинского завода. Но именно после этой поездки рабочим языком форума стал русский, а на главной площади среди флагов мира официально появился наш триколор. Помню, как немцы ели пельмени с водкой, а два старика на ломаном русском вспоминали плен и плакали.
Потом Минсельхоз взял на себя организацию поездок, а на форуме министр А. Гордеев громил Всемирную торговую организацию как врага развивающихся стран. Форум стал мировой трибуной российского агропрома.
И вот нас оттуда вышибли. Это не позор! Это урок. И его надо запомнить. Нас рассматривали как вечных голодающих, а получили свежей курицей в репу и обиделись. Смотрим новости.
07:12 Президент Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам сказал важные вещи про село и его обитателей. Похоже, не все расслышали.
Акцентирую: речь идет о создании резервов. Боюсь, не все понимают, что резервы – понятие широкое: от строительства больших элеваторов и холодильников до хранилищ поменьше в средних и мелких хозяйствах. Почему? Если прямо – потому что их труднее найти и разбомбить.
Но прежде всего, нужно сохранить эти самые хозяйства живыми и прочно стоящими на ногах. А вот здесь не все в порядке: 30% фермеров исчезли за пять лет, и Минсельхоз не видит проблему. А «Сельский час» видит и ищет причины. Об одной из них — в материале из Можайского района Московской области. Продаётся успешная ферма.
19:54 В Европе есть такой опыт: когда внезапно заболел фермер и хочет продать бизнес — это не его личное дело. Первое: по законам многих стран ферма не может исчезнуть, поскольку нарушается продовольственный баланс территории. Поэтому банк выкупает ферму и вместе с муниципалитетом ищет покупателя: либо соседа, либо молодого фермера, у которого нет земли. Дальше гранты, кредиты – у кого как принято, но ферма, как производственная единица, остается. Боюсь, что начальники в Можайском районе, в Московской области и даже в самом Минсельхозе России о таком даже не слыхали. И вот это – качество управления – самая большая проблема.
Нашим блогерам тоже есть что сказать относительно «текущего момента».
27:26 Суды против фермеров относительно грантов стали повальным явлением. Версий всего две: перераспределение бюджетов в пользу «лояльных» и корысть проверяющих. Что значит отобрать деньги, вложенные в производство? Это значит закрыть дело. Вместе с людьми.
Новости
2:57 В России собираются продлить беспошлинный ввоз говядины – сто тысяч тонн с нулевой пошлиной по запросу производителей колбасы и с одобрения Минсельхоза могут «въехать» к нам. А вот ввозить свинину беспошлинно не разрешили. Наши скотоводы переработчиков могут удовлетворить по объему, но не по качеству.
4:05 Республика Дагестан наращивает площади посадок фундучного ореха: «Выходим на две тысячи гектаров» — это самый крупный в мире сад.
5:20 Минпромторг рекомендует регионам поддержать сбыт фермерских продуктов: документ направлен администрациям субъектам в январе. Без торгов и со льготной арендной ставкой – на этих условиях ретейлеры должны выделить торговые площадки фермерам.
6:11 В Сочи плюс девять, а чай начинает расти при плюс 16: как зимует чай в Мацесте.
6:30 Форум по развитию овцеводства состоялся в Минводах в январе: по мнению экспертов, отрасли нужна поддержка, которую оценивают в 40 млрд рублей. Представитель МСХ заверил, что программа может быть разработана в ближайшее время.
7:22 Путин: У отрасли должны оставаться деньги на то, чтобы вкладываться в будущее. Необходимы продовольственные резервы: И нельзя позволить вытащить все за границу.
Реплики экспертов
20:54 Александр Корбут, аграрный эксперт
Рентабельность и прибыльность
На фоне бодрых отчетов о высоких урожаях незаметно прошли сообщения: замминистра признал, что рентабельность сектора снизилась до уровня 2020-го – до 21%. Причины ведомству известны.
А первый зампред правительства А. Белоусов обозначил, что прибыль «крупняка» сократилась на 7%. Все это ведет к снижению инвестиции, и тренды уже обозначились: сократились закупки сельхозтехники. А какие инновации без инвестиции? И какое развитие – без инноваций? Да, добавят деньги на льготные кредиты, подкинут еще Росагролизингу, но проблемы это не решит.
24:18 Владимир Юсупов, глава Амурского АККОР
Соевые войны. Часть первая.
Ситуация на Дальнем Востоке напоминает известный сериал. Собственной переработки мало – 500 тыс. при производстве 2 млн тонн. Свое производство нарастили центральные регионы, снизив потребности переработчиков в сое с ДВ. Ну а экспортные пошлины довершили дело. Коллективное письмо от фермеров Амурской области и Приморского края просили изменений. Первые ответы – «работа идет».
Следующий эпизод: 18 января 2023 г. МСХ предложил повысить пошлины до уровня запретительных – «в интересах переработчиков». Это здорово, но прирост платежеспособного спроса ожидается через 2 года. Что будем делать сейчас, когда «вне игры» остаются 800 тысяч тонн? Ответа нет.
Наш репортаж
07:00 Дураков нет, а коров — жалко
В Можайском районе Московской области расположено КФХ Галины Гусевой, которая и выставила ферму на продажу: самой уже здоровья не хватает, а дети не хотят заниматься. Успешный сыродел закрывает дело жизни. А ведь два года назад, когда «Сельский час» приезжал в гости, дела шли отлично: кооперация позволяла двумя семьям объединять усилия, и каждый занимался тем, что умеет. Перекроив кадастровый план, местные власти «обозначили» построенную фермерами дорогу прямиком по кладбищу. Партнер Галины по кооперативу старообрядец Зосима на такое кощунство готов не был, и три месяца спустя Михаил Карпиков (так звали его в миру) умер. А потом заболела и Галина.
Превратили болото в цветущую ферму с коровником и сыроварней, общежитием, овощехранилищем, козлятником, садом и теплицами. Инвентарная стоимость всего – 130 млн. Продают за 50.
«Меня всегда напрягало, что требования к маленькому фермеру и большому холдингу одинаковые», — признает Галина, потратившая немало здоровья на бюрократические игры. – «И коров жалко».
Дети насмотрелись на эти войны – и в фермерский бизнес идти не хотят.
28:04 Нашли крайних
«В 2014 году фермеров в нашем районе было около двух десятков и восемь занимались животноводством, — вспоминает Галина Ярута. — Сегодня осталось семь. Председатель кооператива «Заречье» на Брянщине, как и ее сын, родилась в городе, но вернулась на землю предков не просто дачниками: за 10 лет купили 400 га, построили ферму, наладили торговлю «молочкой» через Интернет. И создали их кооператив, объединив 14 участников, и не только КФХ, но и ЛПХ. Сыроварня, производство кормов для местного населения, дома для участников… — таковы были дальнейшие планы.
Получили грант… Часть оборудования уже купили, что-то работает, что-то ждет монтажа и наладки… А вот тракторы и прицепное оборудование не успели получить – поставщик обанкротился. «Предпринимательский риск» в администрации повесили исключительно на кооператив и подали на фермеров в суд – требуют возврат. И таких в Брянской области дюжина.
35:48 Вместо заключения
Повторю: Президент поставил задачу наращивать резервы продовольствия. Но задачу эту чиновники и крестьяне понимают по-разному. Фермеры считают себя фундаментом, который надо укреплять. А чиновники отчитываются цифрами по урожаю, который негде хранить, и считают задачу выполненной. Более того, ограничения экспорта они используют для пропихивания за границу зерна приближенных холдингов, давая им заработать. Создавать же условия для обеспечения доходности всем внутри России — не доходят либо руки, либо мозги. Теперь им это приказано сделать. «Старший приказал»! А кто не расслышал, мы напомним. В любую погоду!
Ваш Игорь Абакумов