Выпуск 188 от 23 декабря 2023 года
От редактора
Все меньше продуктов, которые обещают высокую рентабельность. На фоне разговоров о мировом голоде и ответственности сверхдержав снижение маржинальности молока, зерна, яиц и мяса, многолетнее падение доходов агропрома вызывает вопросы по поводу верности курса. Или вменяемости капитанов. Потому что культуры, которые не регулирует государство, прут в рост, как хрен на грядке.
Добрый день, великий народ! Вы смотрите «Сельский час» — программу о селе и его обитателях. C вами Игорь Абакумов.
Сегодня в программе:
— Хрен — самая маржинальная культура
— Минсельхоз не всех посчитал
— Кто выживет в молочном бизнесе?
Памяти фермера
19:27 Российское фермерство попрощалось с одним из организаторов Тракторного марша Олегом Петровым. Слово Нины Поповой.
Новости
1:15 В Татарстане подвели итоги конкурса «Лучший по профессии». Конкурс традиционно проводился аграрным молодёжным объединением Республики при поддержке Минсельхоза региона. Цель конкурса — выявление лучших молодых работников, их поддержка и поощрение. Кроме того, площадка служит для формирования профессиональных навыков и повышения престижа сельхозпрофессий.
02:13 В СПК «Зимницкий» Брянской области – пополнение! Благодаря использованию сексированного семени большинство рождающихся телят – телочки!
3:22 «Тракторный марш» устроили фермеры Германии в Берлине: они протестуют против отмены льгот на дизельное топливо и повышение налога на транспортные средства. Более полутора тысяч тракторов и другой тяжёлой техники ночью зашли в центр Берлина и расположились у Бранденбургских ворот, перекрыв движение. Митинг фермеров посетил федеральный министр сельского хозяйства, которого протестующие аграрии освистали.
Слово Абакумово
4:15 Как выяснилось, самая маржинальная культура сейчас – это хрен. Его выращивание и фасовку государство не контролирует, не регулирует и потому более 20 крупных компаний в центральном округе, Сибири и Забайкалье наращивают темпы производства и проломили экспортные санкции как лист бумаги штыком.
Но о хрене чуть позже, а сейчас о сидре. Мы одной ногой в Новом годе и вот вам еще один маржинальный продукт.
8:27. Не все заметили, что в Минсельхозе поменялся соловей: много лет о том, что у нас все хорошо, сладко пел Иван Лебедев в ранге замминистра. Он был известен лишь тем, что защитил кандидатскую по теме «Личность террориста: криминологический и уголовно-исполнительный аспекты». То есть большой специалист в сельском хозяйстве.
Сейчас в этой роли выступает первый замминистра Оксана Лут, которая охотнее говорит о быстром развитии отрасли виноделия, чем о молоке. Многие представители власти и их родня имеют винодельни вблизи Черного моря. В этом причина быстрого прохождения законов о вине и непотопляемости бывшего губернатора Кубани Ткачева. И вот выясняется, что сидр, оказывается, не сельскохозяйственный продукт. Никто им во власти не увлекается. И еще выясняется, что за разговорами о винной отрасли скрывается глубокий инвестиционный провал отрасли зерновой. Говорит президент зернового союза России Аркадий Злочевский.
12:19. Такой диагноз прозвучал на 40-й зерновой сессии, которую я вёл. Подробные отчеты смотрите в телеграмм-канале «Сельский час». А теперь время послушать наших аналитиков: Александра Корбута, Светлану Щепеткину и Нину Попову.
21:46. Надо помянуть фермера Олега Петрова. Чистый был человек и честный. За тракторный марш все органы преследовали всю его семью, сына отчислили из аграрного университета. Где тут выдержать? Так что не всё так, как говорит «новый соловей» Минсельхоза.
Со статьей в «Российской газете» выступил депутат Ставропольской краевой Думы Петр Коротченко. Он утверждает, что Минсельхоз в своих отчетах наверх приукрашивает факты и не сообщает об истинном положении дел. Если «Российская газета» такое публикует, значит это не просто одиночный бунт на корабле, а оценка штаба отрасли на самом верху. Я при СССР работал в газете «Известия» и знаю, что просто так статьи в центральной прессе не появляются.
38:22. Многие решили не молчать об истинном положении дел в агропроме. Потому что терять более нечего! Вот мнение из Нижегородской области от уважаемого человека.
44:29. Ну, а теперь, собственно, о хрене. Этот корень не просто знает всё, но и приносит денежку – пока его производство и экспорт не удумал регулировать Минсельхоз.
Реплики экспертов
9:42 Аркадий Злочевский, Зерновой союз России
В каком состоянии мы сейчас находимся? У нас произошел разрыв цепочек поставки и резкий рост себестоимости. Много факторов привели к технологическому откату, который ощущается в первую очередь в зерновом производстве.
Динамика инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве, приведенная по данным Росстата, ничего, кроме плача, вызвать не может. По многим отраслям, несмотря на санкции, они находятся на рекордном уровне, а в сельском хозяйстве они упали на 4%.
12:36 Александр Корбут, аграрный аналитик
Пришла статистика по 9 месяцам 2023 года по крупным сельхозорганизациям со штатом больше 15 человек. Она охватывает ну практически всех юридических лиц, кроме микро- и малых предприятий. Прибыль за 9 месяцев откатилась на уровень 2021 года, наиболее существенно снижение прибыли идёт по растениеводству, где наши замечательные регуляторы ограничили экспорт, а фактически ограничили доходы сельхозпроизводителей, производящих зерно и масличные. Животноводство на дешёвом зерне живёт неплохо и прибыль свою увеличило. Наиболее остро стоял вопрос по мясу птицы – по нему плюс 18 млрд к прошлому году, по яйцу плюс 10 млрд.
Если мы говорим о рентабельности основных регулируемых культур, она падает и падает достаточно быстро. Растёт рентабельность животноводства, но это опыт рубления сука, на котором сидишь: не будет большого количества дешёвого зерна – все успехи быстро закончатся.
Произошёл достаточно резкий рост убытков, доля убыточных предприятий сохраняется на уровне 18,5%, значит, региональная политика у нас не очень эффективна.
Первая попытка — зерновые деньги решили поделить, отдав большую часть тем, у кого прибыль по зерну меньше, а затраты больше. Получается, что поддерживать тех, кто может производить эффективнее, мы не можем, а поддерживаем там, где производство менее эффективно. Может быть, стоит начать структурную перестройку, не «упираться» в зерно, а вести другие культуры?
Это большой вопрос к штабу отрасли: по текущей ситуации они работают быстро, а по долгосрочным прогнозам… Ну, наверное, они работают…
16:29 Светлана Щепёткина, ветеринарный врач – эпизоотолог
Недавно в очередной раз обсуждали проблемы ветеринарного обслуживания фермерских и личных подсобных хозяйств: в агрохолдингах есть своя производственная ветеринарная служба, даже ветеринарная лаборатория, а фермерам кто поможет?
Даже после распада СССР главный государственный ветеринарный инспектор назначался Министерством сельского хозяйства и входил в Правительство Российской Федерации, в субъектах был тот же принцип. Они обладали полнотой властью, чтобы обеспечивать реализацию ветеринарных мероприятий.
В 2002 году Министерство сельского хозяйства инициировало передачу федеральной собственности госветслужбы в субъекты — равно как и финансирование! Федеральное финансирование прекратилось в 2004 году, был создан Россельхознадзор, но он не несёт ответственности за ветеринарное обслуживание и реализацию противоэпизоотических – только за запреты, ограничения, судебные взыскания.
Конечно, хотелось бы восстановить федеральную структуру государственной ветеринарной службы – раньше существовала логичная цепочка, начиная от планирования, разработки и реализации мероприятий, заканчивая контролем их выполнения. Второй вариант – разработка региональных программ ветеринарного обслуживания животноводства. При условии, что правительство региона будет заинтересовано не только в развитии агрохолдингов и различных предприятий крупной собственности.
22:44 Петр Коротченко, Ставропольский край
Почему такая разница между официальными отчетами о благополучии в сельском хозяйстве и тем, что видят на местах? Дело в том, что ведомственная отчётность, которой пользуется Минсельхоз, построена так, что МСХ не видит огромный пласт сельскохозяйственных производителей.
Система отчётности выстроена таким образом: любимый нашими бухгалтерами отчёт об ожидаемых прибылях по итогам года, куда можно написать всё, что хочешь. И если предприятие сдаёт отчёт, который не нравится, на него могут надавить, чтобы его переделать.
Во-вторых, ведомство не видит целый пласт ЛПХ. Странно, что мы собираемся яйца завозить из Турции, а семена сахарной свёклы завозить из-за рубежа хотим запретить.
В своей статье я изложил то, что не хотят видеть: средняя температура по больнице снижается — идёт снижение рентабельности сельского хозяйства.
Без поддержки селян ничего не получится.
38:39 Евгений Михеев, агрохолдинг «Нива»
Сельское хозяйство сильно отличается от завода и любого другого предприятия – мы не можем остановиться даже в праздники, и даже 1 января в 5:00 утра оператор машинного доения должен быть на месте. Был период, когда кредитами можно и нужно было пользоваться, а сейчас кредиты работают на банки, а агробизнес съёживается.
Многие хозяйства в ближайшие 2-3 года будут банкротиться, потому что существующие цены они рассчитаны только на очень мощные хозяйства! Недавно на Всероссийском молочном форуме в одном из выступлений сказали, что молочное животноводство будет рентабельным, только если в хозяйстве более 500 коров.
Никак фермер при этих условиях не может выжить. Движение вперёд в нынешней ситуации — значит работать с утра до вечера с вилами лопатой по колено в навозе и получать крохи! Никакие дети не пойдут на такую работу.
Наш репортаж
4:48 Яблочное шампанское
Полным ходом идёт работа на линии розлива и отгрузки в Ленинградской области. По мнению экспертов, сидр – самый быстрорастущий сегмент алкогольного рынка России. Чистый прозрачный слабоалкогольный напиток крепостью 4-8% получается путём натурального брожения из яблочного сока. На производстве в городе Пушкин всё и происходит без консервантов и химических добавок, в качестве сырья используют местные яблоки Северо-Западного региона — они дают особенную ноту во вкусе. Основатель сидродельни Константин Шмолдаев много лет сотрудничает с региональными такими поставщиками: «Для производства сидра не нужно идеальное яблоко! Баланс разных сортов в будущем сидре даёт ему более богатый вкус».
Однако вместе с коллегами-агрономами ведется работа, может быть, в будущем появятся супер-сорта, специально выведенные для сидроделия. Активный бум этого направления отмечается в последнее десятилетие в Ленинградской области и окрестностях Санкт-Петербурга — здесь складывается своя культура, рождаются гастрономические бренды. Но без поддержки государства развиваться непросто.
33:35 Только на поддержание штанов
В своё время Никита Хрущёв ездил в Штаты и смотрел на производство кукурузы. Фермеры современной России оценили эту культуру. Намолоченные в этом году 2 тысячи тонн зерна брянский фермер Алексей Гордеев продавал сырым для сушки по цене, нормальной для этого года: когда пшеницу покупали за бесценок, а молоко — практически по себестоимости, кукуруза хоть и упала в цене, но позволила свести концы с концами.
С коровами, несмотря на низкую маржинальность молочного производства, фермер пока не спешит расставаться: молоко дает копейку каждый день. Но животноводством заниматься можно тогда, когда есть люди! Молодёжь не хочет идти работать! Деньги — вот чем можно привлечь сотрудников в деревню, но с чего поднять зарплату, если сельхозпродукт не в цене? Молоко стоит дешевле лимонада.
За годы, пока цена на молоко была низкой, никаких вложений в производство делать было невозможно – только отремонтировать то, что поломали.
Гордеева выручил грант на развитие семейных ферм — хоть технику на ферме обновил! Да возросшая продуктивность стада помогла — 6-7 тонн молока на корову в году. Да и отелы спланированы так, чтобы в течение года каждый месяц примерно получали одинаковое количество молока.
Большие заботы вызывает оформление навоза — это минус! Без новых навозохранилищ нарвёшься на штрафы и санкции – меньше средств на модернизацию и развитие фермы останется.
Если так дальше будет – молочное хозяйство потеряют.
42:08 Подводя итоги
Итоги десятилетней деятельности подводит предприятие «Галловей кострома», племенной репродуктор по одноименной породе мясного скота. Кризисный 2022 год вынудил владельцев предприятия искать новые пути развития и решения искали вместе с молодыми специалистами компании «Айоне Финтех». За 2022 год была внедрена облачная система учета и идентификации скота, а также управления производственными процессами Хромософт. В январе 2023 года был создан консорциум из заводчика, в роли которого выступает Галловей кострома, переработчика – компании «Галич Мясопродукт» и «Айоне Финтех» как сервисно-сбытовой организации.
В мае 2023 года Галловей Кострома провел полную цифровизацию маточного стада: оценивалось здоровье животных, во время съемки 3д камерами с искусственным интеллектом, автоматически проводились измерения и взвешивания. На базе отраслевой электронной торговой площадке Векспей (Vexpay.ru) вместе с единомышленниками из Национального союза производителей говядины начали формировать наземный скотный рынок, который должен стать одним из звеньев цепи проекта «Национальной сети скотных рынков» от НСПГ. Уходящий год позволил предприятию без привлечения внешних заемных средств увеличить поголовье на 21%, а обеспеченность переработчика сырьем на 112%. Кроме того, в синергетическое взаимодействие вовлечено одно молочное предприятие, 3 крестьянских фермерских хозяйства и один кооператив из четырех районов Костромской области. Фермерская продукция региона теперь доступна в Москве через онлайн-магазин (best-off-russia.ru).
44:43 Гляди в корень
Хрен по сути сорняк – посадишь, так потом не избавишься. Поэтому его не особо любят сажать. Но Мансур Абазов смекнул, что на этой теме можно сделать бизнес и создал на своём участке плантацию. Продукт супермаржинальный: торговые сети отпускают хрен под 900 рублей за килограмм, к тому же хрен называют природным антибиотиком.
Хрен часто используется в татарской кухне. Вот и представители национального культурного сообщества в Санкт-Петербурге устроили мастер-класс по приготовлению национального блюда «Огонёк».
Вместо заключения
48:40 Во Франции есть чудесный закон о терруарах: местный продукт – сыр, вино, сидр, йогурты, колбасы – производятся только из местного сырья. Ну специи и соль не в счет. Это стимулирует местное производство, рабочие места и доходность. При этом без разрешения фермеров запрещено строить крупную переработку, если она будет выпускать то, что уже делают фермеры.
У нас же сплошь и рядом агрохолдинги заявляют о производстве чеснока, лука, хрена или чего-то еще, чем традиционно занимались мелкие производители. И это называют конкуренцией. А на деле это геноцид с целью оголить сельские территории. Разницу надо видеть.
В любую погоду!
Ваш Игорь Абакумов