Сельский час №200 от 23 марта 2024 года
От редактора
Уже отчетливо видно, как идет выкачивание денег из села. Штрафы, пошлины, маркировка. За каждым побором стоит олигарх в связке с государственной структурой. Деньги примерно пополам. Но сначала дают субсидии, чтобы снизить тревогу. Кролики думают, что занимаются любовью, оказывается, их разводят.
Добрый день, великий народ! Вы смотрите «Сельский час» — программу о селе и его обитателях. С вами Игорь Абакумов.
0:59 Сегодня в программе:
— Зачем маркировка кролику?
— О роли ЛПХ в продовольственной безопасности страны
— 95 лет колхозу. Праздник государственного значения
Новости
01:44 Министр Патрушев о ходе посевной кампании: Весенние полевые работы начались во второй декаде февраля. Первыми приступили к ним аграрии Юга и Северного Кавказа. Посевная площадь составит 84,5 млн га (+300 тыс. к прошлому году). Упор ведомство делает на семена отечественной селекции. Ждем достойных урожаев.
02:58 Аграрии Ставрополья 18 марта приступили к севу льна.
04:10 Посевная кампания аграриям Новосибирской области обойдется в этом году дороже – так считает глава Минсельхоза региона Евгений Лещенко. При этом две трети затрат приходится на минеральные удобрения и средства защиты растений. Почти 60% будет компенсировано из собственных оборотных средств хозяйств.
24:03 Петр Чекмарев представляет конкурс «Почва — жизнь», который среди школьников и студентов вузов проводили Почвенный институт имени В.В. Докучаева, Национальное движение ресурсосберегающего земледелия, Российское экологическое общество. Более 1,3 тыс. работ было прислано на рассмотрение комиссии.
Наш репортаж
21:36 16 марта мобильный курятник фермера из Адыгеи переместился на новую площадку: закаленные куры прожили на пастбище всю зиму.
22:54 Шарип Шарипов, первый замминистра сельского хозяйства Республики Дагестан, делится результатами развития капельного орошения в регионе.
36:09 Юбилей колхоза имени Куйбышева отметили в Нижегородской области. А любое праздничное мероприятие здесь начинается с выноса знамен – государственных наград хозяйства за долгую историю его существования. Каждые пять лет происходят выборы председателя, однако главы хозяйства меняются редко. Есть и другая традиция – непременно участвовать в жизни родного села.
Слово Абакумово
5:10 Система выкачивания денег из села в настоящее время сформировалась и включена на полную мощность. С 1 марта начала работать маркировка скота, рыб и пчел. Теоретически, предполагалось, что задумано это для борьбы с фальсификатом, но, как у нас повелось, идею превратили в маразм. Вот мнение кроликовода.
11:15 Я сам занимаюсь пчелами. И с интересом жду, когда ко мне придут ставить марки на ульи — так мне пометят пчелиную семью и возьмут за это денег. Немного, но возьмут.
Далее начнется тот самый маразм: я за лето несколько раз поменяю корпуса, объединю семьи и разведу новые, чтобы их опять объединить. А марки останутся на корпусах, которые могут сложиться в один улей. Правила писали те, кто на пасеке никогда не работал. Они же придут штрафовать за ошибки в данных. И вешать мне новые марки за мои деньги. Говорим на эту тему с депутатом Ставропольской краевой думы Петром Коротченко.
26:41 Вот как получается: экспортная пошлина на зерно, которая по идее должна была снизить цены на продукты внутреннего рынка, на самом деле никак не повлияла на цены мяса, молока и хлеба, но зато уменьшила в разы прибыль хозяйств, отчего нельзя повысить зарплату на селе и купить новые трактора. И, глядя на все эти рекорды, народ массово двинул из села в поисках лучшей доли.
Есть мнение, что это скоординированный план зачистки сельских территорий от населения. Вот что думают на эту тему наши аналитики — Александр Корбут и Светлана Щепеткина.
35:39 Было время, когда у каждого колхоза бы документ на право вечного пользования землей. Потом это право отобрали. Но остались единичные коллективы, которые не разбежались, не распродали землю, скот и машины, а сохранили хозяйство с тем же названием и образом жизни. О 95-летнем юбилее колхоза — репортаж Николая Таланова.
Мнения экспертов и не только
05:36 Кроликовод о маркировке животных
В 1985 году кроликовод сдавал от 6 крольчих 500-600 кг мяса в год. Занятие это было выгодно. Сегодня Александр Воронков, фермер из Курской области, который занимается кролиководством шесть лет, честно признается, что животные эти нежные и гибнут легко. Нужна ли маркировка в каждом хозяйстве? Как «снимать с учета» мертвое животное? Сколько придется платить за бирку? Да и других вопросов относительно законодательства возникает много. И задает их Александр от имени всего сообщества.
12:08 Петр Коротченко, депутат Ставропольской ГД
Бирка стоит от 20 и до 50 руб., чипирование – от 160 руб., не считая трудозатрат. Но нужен еще и учет. А трудовые ресурсы нынче – лимитирующий фактор. К тому же, по ощущениям, наша цифровизация происходит ради цифровизации, а не для получения дополнительного положительного эффекта. Хочется, чтобы новое правительство начало с ревизии, что же там «напринимали», что выросла себестоимость продукции. А доходность стремится к нулю и даже дальше.
Что касается пошлины, странно, что МСХ не хочет обсуждать ее результаты, но готово обсуждать ее параметры на будущее. Цены же можно ограничить только путем развития конкуренции (а в торговле ее чем дальше, тем меньше) ну и, пожалуй, ограничением наценок на социально значимые продукты. Мы же раздули доходы переработчиков, но наложили на них массу ограничений, которые в конечном итоге оплачиваются нашими жителями. Понятно, что это привело и к оттоку сельского населения.
Но, возвращаясь к пошлине, те, кто ее разрабатывал, не отличают твердой пшеницы от мягкой, хот разница между ними в мировой цене – полтора раза!
27:36 Александр Корбут, аграрный аналитик
Читая новости, никак не отделаешься от впечатления, что холдинги – это «наше всё». Но статистика – вещь упрямая, и в производстве зерновых и масличных «мелкие» дают 60%, по картофелю и овощам цифры и вовсе зашкаливают – 80+%. Разве что в животноводстве не так, но две трети поголовья находится в малых формах хозяйствования. По свинине и птице только доминируют крупные.
При этом валовая продукция малых форм хозяйствования достигает двух третей, а значит, что именно они и кормят страну. В то же время поддержки им достается максимум 10-15%. Вот такой перекос аграрной политики.
Эффект масштаба – дело замечательное, но не для сельского хозяйства.
32:08 Светлана Щепёткина, ветеринарный врач
Паразиты – дело темное: оказалось, большинство фермеров не догадываются, что дважды в год животным требуется профилактическая дегельминтизация. Тем более что без нее даже обычная плановая вакцина может привести к гибели. Современные же ветеринарные правила разработаны только для борьбы с трихинеллёзом. Их составляли неспециалисты, поэтому в них много моментов, которые вызывали бы смех, если бы не требовали убоя животных. При этом в зоне крупных предприятий III-IV компартмента мероприятий не проводится никаких – чтобы не нарушать работу.
Вместо послесловия
39:59. Вот так, 30 лет спустя, колхоз не спустил знамен и продолжает сохранять образ жизни крестьян. Но и расслабляться нельзя: сейчас идет вторая волна 90-х годов, только в роли рэкетиров выступают государственные структуры. Крупнейший экспортёр зерна ростовский РИФ получил предложение продать бизнес за сумму в восемь раз меньше рыночной цены. А когда отказался, структуры Россельхознадзора заблокировали его работу. И плевать, что это системообразующее предприятие, где работают полторы тысячи ростовчан и рушатся контракты на экспорт зерна. Вот такая объективная реальность, в которой мы живем. Никто не застрахован.
В любую погоду!
РиФ надо поддержать… корабли загружены зерном и покупатели за границей не имеют претензий к качеству… а «родной» россельхознадзор нашел сорные растения((( так же наверное как в Кагальницком районе зайцев дохлых «нашли»…. ПОЗОР!
а насчет колхозов… когда в 30-е годы на собрании объявили что колхозам дается земля в собственность… а какая то женщина спросила:- Вы бы нам лучше отдали то что мы выращиваем на этой земле в собственность!… так 8 лет получила за антисоветские речи.. не посмотрели на наличие 5 детей..