14 октября 2025

Медовая ловушка. Сельский час #280 (Игорь Абакумов)

Сельский час №280 от 11.10.2025

 

От редактора

«Цифровизация до последнего фермера!» — так можно обрисовать план на ближайшее время, оглашенный на главной номенклатурной выставке Минсельхоза «Золотая Осень». Каждое утро фермер должен внести в компьютерную сеть данные о надоях, иначе он не продаст молоко. Каждый день он должен внести данные об урожае, иначе он не продаст зерно. Фермеров у нас условно (точно никто не знает!) около ста тысяч. Дополнительный бухгалтер для информационной системы стоит минимум 80 тысяч в месяц. Итого — в год миллион дополнительных расходов с каждого. Множим на сто тысяч (минимум) – выходит сто миллиардов в год коту под хвост, потому что ни государству, ни фермеру эти затраты ничего не дают, кроме налога на зарплату, но ложатся в рост цен для потребителя. А чиновники запрещают повышать цены, потому что… Потому что потому!

Добрый день, великий народ! Вы смотрите «Сельский час» — программу о селе и его обитателях. С вами Игорь Абакумов.

 

1:32 Сегодня в программе:

Жизнь кооператива «Рога и копыта»

— Нельзя отступать после того, что мы натворили

Пчела и цифра. Кто кого?

 

Новости

2:06 В КФХ Натальи Зубаревой в Шушенском районе Красноярского края после почти двухнедельного простоя из-за дождей продолжается уборка кукурузы. Работа не останавливается даже при лёгком снеге и в ночное время. Кукуруза —  один из главных компонентов корма для животных

2:37 Ярмарки «Осенний дар», организованные Нижегородским Минсельхозом при участии муниципалитетов, позволяют жителям области купить товар напрямую у производителя, причем не только продукты, а любой деревенский житель находит здесь своего покупателя.

3:26 Со счетом 7:4 на «ВТБ-Арене» хоккейная команда «Фосагро-Регион» обыграла команду Минсельхоза. Первая встреча соперников состоялась в 2022 году в Казани во время выставки «АгроВолга». С тех пор игры стали традиционными.

 

Тема выпуска: Цифровизация

4:44 лавнаяАграрнаяЗолотая

Выставка «Золотая осень» вновь прошла в «Тимирязев-центре» в Москве, и по традиции регионы привезли туда то, что считают самым лучшим и самым интересным из достижений аграрной отрасли: кто овощи, кто продукцию аквакультуры. Но в воздухе витала основная тема – цифровизация.

 

9:17 Оксана Лут о производстве, цифровизации и кадрах

  • Наши задачи – продовольственная безопасность и конкурентоспособность. Добиться этого можно только за счёт технологий и производительности. И «цифра» очень в этом помогает. Себестоимость растёт и для нас критично, потому что наша продукция должна быть доступна.
  • Очень много в отрасли рутинных секторов, где люди работают руками — нужно стараться оптимизировать эту работу для того, чтобы людей занимать более интеллектуальным трудом.
  • Главное в науке сейчас — это даже не мысли и разработки, главное — это ускорение. Мир очень быстро меняется, и очень хочется, чтобы мы подходили к новым сортам и гибридам за два года. Ученые пока утверждают, что нужно четыре, но ничего страшного, вместе будем работать, в итоге выйдем на два.
  • Кадровый дефицит: нам нужно 160 000 человек в год для обновления отрасли, и, если мы не будем подбирать детей, искать в школах, они уйдут в другое место. В этом году страна открыла 600 новых агротехнологических классов, и здесь очень Россельхозбанк. В следующем году у нас должно быть порядка 1 300 агроклассов, к 2030 году — 18 000.
  • Центральный банк к нашему празднику выпустил монету «Человек труда» — это седьмая отрасль, по которой выпускается монета, и это первая монета, где используется «цифровая тема» — женщина с планшетом.

 

Слово Абакумово

4:01 Итак, только фермеры тратят на цифровизацию сверху сто миллиардов в год. Куда деваются данные федеральных государственных информационных систем – великая тайна. Я полагаю, потому тайна, что «населения» в Минсельхозе не прибавилось и обрабатывать данные некому.

Но это не все затраты. Кладите плюсом мощные компьютеры каждому, программы и оплату скоростного интернета. Плюс штрафы за ошибки. Теперь вопрос знатокам: кому это надо в таком виде? Судя по выставке, ответ один: не нам.

 

9:02 Мы специально так подробно рассказываем о выставке, чтобы вам было понятно из первых уст – что вас ждет в ближайшее время. Вот яркое выступление министра сельского хозяйства Оксаны Лут. Записывайте.

 

13:25 Мне очень запали в душу надежды выводить новые сорта за два года. Мотив понятен: почти все селекционные институты Минсельхоз взял под свое крыло и требует результата. Но если собрать в одной комнате девять беременных, ребенок не родится через месяц. Можно, конечно, предъявить говорящую куклу, но это вскоре вскроется. Призывы к чуду, скорее, из области шаманства, чем науки. А вот настоящих рыцарей науки штаб отрасли не жалует. Мы показывали последнее наставление великого селекционера Баграта Сандухадзе. Напомним его.

 

14:49 Сегодня Баграта Исменовича Сандухадзе с нами больше нет. Он не дожил несколько дней до Дня работника сельского хозяйства. На похоронах собрались десятки академиков и производственников. Говорили о том, что сорта Сандухадзе решили вековую проблему продовольственного зерна в Нечерноземной зоне России и составили славу страны на мировом рынке. От Минсельхоза на похоронах не было никого. Наверное, потому, что министр, по её словам, против скрещивания пшеницы с кактусом. Я понимаю, что это образ, фигура речи. Но Сандухадзе скрещивал пшеницу с пыреем для устойчивости к засухе.

Говорят наши аналитики: Александр Корбут, Александр Ветров, а также Нюша с письмами из деревни о цифровизации.

 

24:38 Очередная затея Минсельхоза по цифровизации пасек напоролась на дружное сопротивление пчеловодов. Сначала отбили платные бирки на ульи. Потому что смысла никакого – улей меняет облик за сезон три-четыре раза и семьи то растут, то, уменьшаются – замучаешься учитывать. Разрешили отмечать фломастером и бесплатно. Для чего? Чтобы отслеживать партии меда от каждой семьи. Зачем? Тут я запутался и решил спросить у главы Союза пчеловодов России Валерия Михеева. Сколько у нас пчеловодов и сколько меда?

 

29:51 Тридцать лет назад у фермеров и пчеловодов были свободы. Сейчас их отбирают при молчании фермеров. Искусственно созданная за счет государства отдельная часть фермеров – штрейкбрехеры — вовлечена в обсуждение нового «электронного мира», что придаёт легитимность действу.

При этом АККОР, которая существует более тридцати лет однозначно против цифровизации… за счет фермеров. То есть вопрос не о нужности или ненужности цифры, вопрос лишь, за чей счет банкет? Этот вопрос и другие недозволенные речи в аграрной среде уже звучат в полный голос. Агротехнологический форум собрал всех, у кого иная точка зрения. Рассказывает Руслан Кантемиров.

 

34:04 Хочу заметить, что там, где идет острый разговор, Минсельхоз блистательно отсутствует. Но не посмотреть «Сельский час» у него шансов нет. Посоветуют или заставят. О настоящей жизни кооператива «Рога и копыта» рассказывает Александр Ветров.

 

Реплики экспертов

14:06 Напутствие Б. Сандухадзе

Селекция – это самый дешевый способ поднятия урожая и повышения качества зерна. Лучше нету средства, чем селекция!

 

15:43 Что-то стало холодать…
Александр Корбут о пищевой промышленности

Пищевая промышленность – отрасль, которая ориентирована на потребителя.

Производство сельхозпродукции ориентировано на внутренний рынок, а экспорт снимает ее излишки, а импорт восполняет недостаток, который есть. И ситуация в пищевой промышленности напрямую транслируется в сельское хозяйство: все хорошо – есть спрос – фермеры с доходами, но, если там проблемы – они отражаются и на сельском хозяйстве.

Мы наблюдаем в этом году, что проблемы нарастают. Нам говорят про плановое охлаждение экономики. Если это такой план, то план очень странный! С февраля индекс производства продукции пищевой промышленности сейчас ниже, чем в любом месяце прошлого года, и он практически не пытается расти. Прибыль пищевой промышленности снизилась на 13% за полгода. Задолженность выросла на 18%. 140 млрд рублей отдали пищевики за проценты по дорогим кредитам – впрочем, они перешли в цену продуктов на полках. Каждое четвёртое предприятие пищевой промышленности сегодня убыточно. Это очень много!

Это очень серьёзный звонок — нарастают риски для сельского хозяйства. Какие? Пищевая промышленность будет меньше закупать продукцию фермеров, будет расти импорт – он и сейчас растёт опережающими темпами, восполняя ту нехватку продукции, которая есть по объёму и ассортименту, и выдавливает отечественную продукцию. Минэкономразвития рапортует, что в этом году рост будет 0,4%. Откуда он возьмется – я не знаю. Я полагаю, что рост будет отрицательный. Это большая проблема, и проблема будет усугубляться. Доохлаждались!

 

18:44 Картина маслом
Александр Ветров, аграрный журналист

Плутарх заметил: связанная с шуткой мысль запоминается легко. Мы запомнили шутку министра о сценке на новой десятирублёвой монете, где, по её версии, женщина в планшете заполняет ФГИС. Вспомним опять же Плутарха: «В речах государственных мужей ни одно необдуманное слово не должно сорваться». Следовательно, любое выступление высокопоставленного чиновника перед аудиторией — скрытое послание обществу. Например, «Заполняйте ФГИСы, пока мы куём червонцы». Бредово? Возможно. А может и нет.

А вот другое послание этой недели: в Ростовской области сотрудник местной торгово-промышленной палаты, солидный эксперт по ценообразованию, высказался в беседе с местными журналистами, что у фермеров прибыль ниже, чем в агрохолдингах, поэтому и не стоит ждать основного объёма производства зерна от фермеров — не конкуренты они «крупняку».

Но главная причина снижения доходности фермерских хозяйств — дело рук человека, конкретных людей, которые ввели пошлины и таким образом за два-три года лишили фермерские хозяйства жировой прослойки — страховочного троса — подушки безопасности — называйте, как угодно.

Продолжая тему, эксперт предложил фермерам как выход поискать себя в чём-то другом, например, в агротуризме. Если посмотреть на это, как на сообщение обществу через представителя системы, то становится невесело. Один мой знакомый сказал: «Нам показали наше место — пейзане-аниматоры». Зачем тогда все эти гранты на развитие семейных ферм, на агростартапы – оставьте только «Агротуризм», будьте честными.

Проанализируйте сами шаг за шагом, факт за фактом то, что происходило в аграрной отрасли последние пару-тройку лет: красивые программы господдержки, дела против фермеров, в том числе уголовные, страховые невыплаты, пошлины, диспаритет цен и дефицит основных средств… Какая картина получается?

 

22:18 ИИ Нюша из деревни

Рассказал детям лектор городской про новые технологии, что наступает новая эра – скоро не будет в селе ни скотников, ни доярок, ни трактористов — только роботы да искусственный интеллект работать будут. А человеку только следить за ними да кнопки нажимать. Детвора всё это родителям рассказала, а те — кто в панику, кто в запой. Председатель наш считает: просто кто-то пытается доказать, что не зря тратит деньги и люди там, наверху, работают.

А вот ты на выставке сказала, что сельское хозяйство наше никогда не будет работать без человека. Скажи, ты какого-то конкретного человека в виду имела?

 

25:22 Что в маркере тебе моем?
В. Михеев, глава Союза пчеловодов

Пчеловодов около 3 млн, официально зарегистрировано около полутора миллионов. Наблюдается тенденция: пчеловоды опять уходят в тень в связи с последними событиями, и поэтому по статистике их будет гораздо меньше.

Маркировка у нас прошла очередной этап — с 1 сентября мы уже обязаны на каждом улье помещать табличку о пчелосемье. Мы всегда настаивали о том, чтобы табличка была на пасеку. Мы ведь маркируем не пчелосемьи, а ящики, в которых находятся пчёлы. А улей — как конструктор: он за сезон меняет своё предназначение 3-4 раза. И вы никогда не получите информации, от какой пчелосемьи к вам попадёт баночка на стол мёда.

Министр на встрече нас услышала, были движения, круглый стол в Министерстве сельского хозяйства собрали… Но в конечном итоге всё осталось, как было — по-прежнему вынуждены именно маркировать каждый улей. Поначалу эти номерки нам планировали продавать, но благодаря нашей борьбе сейчас маркировка практически бесплатно – можно чуть ли не маркером писать все цифры, чтобы они читались с трёх метров. В чем неудобство? В лишней ненужной работе, которую мы должны выполнять в течение сезона, когда делим и объединяем семьи, и риске штрафов. Зачем самим себе усложнять жизнь?

 

Наш репортаж

30:41 Ситуация в отрасли критическая!
Руслан Кантемиров, «Темир»

В преддверии выставки «Золотая осень» в Москве прошёл Российский агротехнологический форум, в котором я участвую в нем уже десять лет. Спасибо Константину Бабкину — это единственная площадка, которая собирает специалистов, производителей сельхозтехники и представителей науки — всех, кто заинтересован в развитии российского сельскохозяйственного машиностроения, и в этом году форум собрал рекордное количество участников — зал был полон. Эксперты единодушны: спрос на технику падает, и одна из ключевых причин — пошлины и экспортные ограничения, за отмену которых отрасль выступает. «Сработала» и ставка ЦБ, но нас всех очень выручил «Росагролизинг». Его руководитель Павел Косов отметил, что рост постепенно появляется, но цифр прошлого года мы уже не нагоним.

Понравилось выступление Аркадия Злочевского. Он отметил причины и следствия, напомнил, что мы проходили через подобное и рискуем потерять традиционные рынки: все бросились на масличные культуры, аграрии ищут более маржинальные культуры.

Производители переживают не лучшие времена, но останавливаться в обновлении техники нельзя. Заводы переживают спад, но они должны выжить, чтобы обеспечивать страну техникой.

 

34:26 Ни ножек, ни рожек?

Анатолий Анатольевич Донских в сельском хозяйстве более тридцать лет и видел разные времена, но, чтобы корову в селе держали единицы — не помнит. А вот его собственное хозяйство коров держит и является «ядром» кооператива «Рога и копыта». Название это не про фирму-однодневку из известного сатирического романа, а про реальную корову с рогами и хвостом, которая всегда для села была кормилицей.

В хозяйстве со шлейфом 220 голов скота, рядом и молочный цех. Доильный зал здесь никогда бы не окупился, вот и приспособились «кулибинскими» методами, разместив в коровнике летнюю дойку. Среди потребителей — детские сады и школа, им молоко отправляют во флягах, чтобы не умножать пластиковый мусор — проблему номер один в экологии.

Впрочем, зарабатывать на молоке даже с переработкой с каждым годом всё сложнее: когда создавали кооператив, рассчитывали, что будут собирать молоко со всех окрестных селений, а в итоге только собственные работники и сдают. Пока ферма, к счастью, не убыточна. А ведь рассчитывали, что животноводство станет ключом к развитию деревни. Впрочем, само село, можно сказать, дачное: ни одного работника в хозяйстве нет из села, за исключением тех, кому построили жильё.

Политика государства — концентрация населения в мегаполисах, и селу невозможно конкурировать с городом по зарплате. Но и бросить «это всё» фермер не спешит: «Если задавать такие вопросы, то что мы завтра будем есть?»

 

Вместо послесловия

 

39:15 Всех зрителей программы «Сельский час» поздравляем с Днем работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Тост за здоровье, тепло в домах, добро в семьях и за содружество родов войск. Здравый смысл победит! В любую погоду!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo