Сельский час №275 от 6 сентября 2025 года
От редактора
Можно с большой долей вероятности предсказать, когда произойдет смена руководства Министерства сельского хозяйства. Этим я поделюсь ближе к концу программы, а сейчас информация к размышлению. С начала 2025 года в Россия закупила в 4,2 раза больше картошки (в 2,3 — лука (до 50,9 тыс. тонн), в 1,66 — капусты — по сравнению с тем же периодом 2024 года. Это данные Россельхознадзора. Напомню: в Китае 450 миллионов фермерских хозяйств. Против 100 тысяч наших. В 4 с половиной тысячи раз меньше потенциал.
Добрый день, великий народ! Вы смотрите «Сельский час» — программу о селе и его обитателях. С вами Игорь Абакумов.
1:23 Сегодня в программе:
- Луховицкий огурец: руки наши, селекция — нет
- Местное продовольствие закон не велит
- Как мусульмане православным родник построили
Новости
01:59 Выбрали делегаток
XII областная выставка племенных животных «Белые ночи» прошла под Петербургом. Цель ее — представить достижения в области селекции от ведущих молочных ферм региона. Здесь можно было увидеть 68 коров: 51 голштинской, 17 айрширской пород из племенных хозяйств Ленинградской области. Победительницы представят регион на Всероссийской выставке «Золотая осень» в Москве.
02:36 Первые в Бурятии
Первые в Бурятии агротехклассы в рамках нацпроекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» открылись в школах двух районов. Региональный Минсельхоз рассчитывает, что они позволят школьникам изучать необходимые для будущих аграриев предметы, применяя знания на современном оборудовании.
03:10 Правительство обещает
М. Мишустин: «Правительство в рамках государственной программы развития сельского хозяйства последовательно создаёт хорошие условия для тех, кто трудится в агропроме. Это и студенты, и преподаватели, и уже работающие профессионалы. Для обеспечения этого выделено 24 субъектам Российской Федерации свыше миллиарда рублей. Это позволит модернизировать школы и колледжи для подготовки там специалистов-аграриев.
Средства пойдут и на переобучение сотрудников перерабатывающих предприятий в сельской местности, на стимулирующие выплаты для привлечения квалифицированных кадров. Рассчитываем, что такой подход позволит повысить конкурентоспособность нашего агропрома и будет способствовать появлению новых рабочих мест населения».
Слово Абакумово
5:27 Итак, в Китае 450 миллионов фермеров. В Индии точно никто не знает, но не менее 118 миллионов фермерских хозяйств. В США — 2 миллиона фермеров. У нас, напомню, около 100 тысяч. Меньше только в Голландии. Но и Голландия меньше Московской области, хотя она — третий экспортер продовольствия в мире после США и Франции.
Вопрос в оснащенности и государственной политике поддержки! Вроде, всё просто как огурец, если понимать, что огурец — продукт высочайших технологий.
11:34 Я помню, какая паника была в Московском обкоме партии, когда госбанк доложил, что в Луховицком районе появились вклады с пятью нулями. А один огуречник, как честный коммунист, принес в партком взносы с миллиона рублей. Это были 70-е годы. Так тогда и не нашли, кого наказывать, оставили как есть. Но и афишировать не стали.
А зря. Ведь именно тогда родился слоган: «Есть в России три столицы — Москва, Питер, Луховицы». Это было началом брендирования местного продовольствия. Могли бы тогда быть впереди планеты. Но не сложилось. Говорят аналитики «Сельского часа» — Александр Корбут, Александр Ветров и суровая Нюша с письмами из деревни.
25:10 В странах Скандинавии есть похожее законодательство о гарантиях доходов фермеров: муниципалитеты обязаны заключать контракты с местными фермерами на снабжение больниц, школ, тюрем. Это стимулирует фермеров строить хранилища и переработку, что дает занятость на селе круглый год. Говорим на эту тему с депутатом Ставропольской краевой думы Петром Коротченко.
18:40 Наверное, не я один, но и другие родители давно заметили, что дети в школе практически не едят, потому что не вкусно, обезличено, не интересно. То есть деньги затрачены, а результата нет.
То, что на структуру питания обратил внимание Минсельхоз, это плюс. Теперь надо, чтобы в деле были местные производители. Раньше они не только кормили всю округу и гостей в своих столовых, но даже музеи строили, культуру поднимали.
34:05 Каждое село, каждая деревня — это свой нрав, свой характер, своя судьба. Но не бывало такого, чтобы сосед соседу не предложил помощь в тяжелый час. В этом есть суть не просто выживания, но понятия, именуемого добрососедство.
Реплики экспертов
12:26 Особенности национальной инфляции
Александр Корбут, аграрный аналитик
Есть определённые особенности у национальной инфляции: четыре месяца она болтается где-то около 4% — прекрасный результат. Но инфляционные ожидания населения растут, да и наблюдаемая выросла с 15% до 16%. Сравните с официальными цифрами! В последнюю неделю августа Минэкономразвития отметил, что на рынке сохраняется дефляция -0,04% — эти так уже несколько недель.
Продолжилось снижение цен на продовольственные товары — -0,2% — идёт сезонное снижение на плодоовощную продукцию, а на остальные продукты питания цены стабильно растут. Продовольственная инфляция существенно опережает общую инфляцию, и разрыв между ними растёт: общая инфляция у нас снижается, то продовольственная растёт, несмотря на снижение цен на плодоовощную продукцию.
Да и это снижение цен является кратковременным — через какое-то время, по мере сокращения поступления нового урожая, цена на плодоовощную продукцию скорее всего перейдёт к росту. Это понятно: у нас нет мощностей для хранения, слабая инфраструктура, поэтому продать продукцию надо быстро, оперативно в течение сезона.
Интересно с крупами: они длительное время шли время на снижение, но уже вторую неделю подряд идёт рост. Причина простая: есть фундаментальные факторы — снижение посевных площадей под этими культурами.
Думаю, регулятор начнёт действовать на опережение достаточно резко: возможно, что по гречке будет то же ограничение, которое существует по рису, — запрет на экспорт.
То, что продовольственная инфляция опережает общую, является крайне негативным фактором, потому что более 30% всех расходов населения приходится на продовольствие.
16:01 Почём рыбка красная?
Александр Ветров, аграрный журналист
Продолжу тему, поднятую Нюшей в прошлом выпуске, — красная рыба.
Для советского и российского человека красная рыба — нечто особенное. Семгу Россия ловит в северном бассейне — примерно 109 тысяч тонн в год, и этого не хватает. В прошлом году отраслевые порталы писали, что импорт сёмги за пять лет упал почти вдвое. В 2025 году, по данным Рыбного союза, за январь-июль из Чили только везли рыбы и морепродуктов на 60% больше, чем за этот же период прошлого года. При этом в 2021 году в Росрыболовстве заявляли, что за 6 лет Россия обеспечит себя красной рыбой на 100%. Но что-то пошло не так — против чешуи.
Товарного кижуча ни одна ферма в России не выращивает, есть только малёк для зарыбления водоёмов для восполнения природных запасов, хотя технология выращивания кижуча описывалась нашими учёными ещё в конце семидесятых.
Лосось, он же сёмга, выращивается на двух фермах в северных морях, обе принадлежат крупному бизнесу. Под Вологдой построена наземная ферма для разведения лососей, но вряд ли подобные фермы в ближайшее время появятся ещё. Почему?
Аквакультура, несмотря на все объявленные в последние годы меры поддержки, остаётся капиталоёмким и рискованным делом: установки замкнутого водоснабжения (УЗВ) можно развернуть где угодно, но одна УЗВ на 5 тысяч тонн обойдется примерно в 8 млрд рублей. Плюс вам потребуется скважина, электроэнергия в больших количествах, специализированное оборудование, которое в большинстве своём — импортное, специализированные корма со стабильным качеством и бесперебойными поставками. То есть, чтобы открыть небольшую лососевую ферму вдали от моря, вам потребуется от двух до пяти пассажирских боингов в денежном эквиваленте. Пойти в банк за кредитом на такие суммы при нынешних ставках — но это примерно то же самое, что закопать себя самому.
Как видим, экономика тормозит и рыбу. Но рыбки-то хочется! Поэтому одной рукой продолжаем уверенно доить своих, а другой рукой — поддерживать чилийских, турецких и так далее…
19:20 Мы агроклассов не кончали…
Нюша, искусственная интеллектуалка
В колхозной школе сделали агрокласс: микроскоп купили, плакаты повесили в кабинете биологии и ленточку разрезали. А преподавать будет та же биологичка, которая в школе еще маму мою учила. Всё для того, чтобы сельские дети познавали радость сельского труда, а потом оставались работать в колхозе.
Мы вот в таких классах не учились: после уроков в поле бежали, родителям помогать, да деньги нам платили. И выучились мы, и документы получили ещё в школе. А потом запрет вышел: работать до 16 лет.
Председатель наш на открытии агрокласса всех поздравил и сказал: «Лучший агрокласс — это колхозная мастерская, работа на ферме и зарплата в кассе».
Читала я, что в Европе есть школы фермеров, где готовят сразу по всем профессиям: и пахать, и доить, и анализы брать, и бухгалтерии всякой. И практика у настоящих фермеров. А у нас кого готовят? Рабочих для холдингов: отнеси-принеси. Может, мы чего не понимаем?
Наш репортаж
03:53 Полтора века и десять лет
Председатель комитета ветеринарии Нижегородской области Михаил Курюмов убежден, что, хотя ветеринары не давали клятвы Гиппократа, каждый ветеринар получает свой диплом, подразумевая эту клятву, и он лечит человечество в целом.
160 лет назад при Нижегородском земстве было создано ветеринарное бюро. Штат губернской ветслужбы составлял пять человек. Сегодня ветеринарные службы Нижегородской области насчитывают более полутора тысяч работников. Но задача перед ветеринарами стоит одна: это обеспечение продовольственной безопасности государства и наших граждан, качественной, безопасной продукцией животноводства.
Ветеринарные лаборатории региона делают тысячи исследований, 39 млн ВСД выписывается на животноводческую продукцию за год. И всё это для того, чтобы на нашем столе каждый день были качественные, вкусные и, главное, безопасные продукты.
06:08 Высокие, высокие… технологии
Дмитрий Капитанов, руководитель фермерского хозяйства, задается вопросом, почему луховицкий огурец имеет вот такую славу… И сам отвечает — потому, что он выращивается на протяжении многих десятилетий в Луховицах и стандарты выполняются в полном объёме: «Коротко — мы умеем выращивать правильно хороший огурец».
Ещё его прабабушки и бабушек кормились с продажи огурцов в Москву — это был существенный доход в семью. Вернувшись к семейным корням, Дмитрий продажи своих огурцов решил поставить иначе: поездил по миру, был в Европе, в Соединённых Штатах Америки многократно.
«Они не от кого не загораживаются, они говорят: «Посмотрите, что у нас», а у нас говорят: «Да вы здесь постойте, мы вам сейчас вынесем», — делится Дмитрий. – А я не хочу, чтобы вы мне вынесли, я хочу посмотреть, что у вас растёт и что вы производите. И если мне нравится, я хочу это купить».
Поэтому в своем хозяйстве фермер «Распахнул ворота» и не прогадал. На кассе человек готов взять по 1-2 кг помидоров, огурцов и немножко клубники, а когда есть возможность собирать самому, происходит магия.
«Они берут пакеты, заходят сами, набивают себе полные пакеты — уже 10-12 и по 20 кг с этих теплиц», — делится фермер наблюдениями.
Всё это сделано для того, чтобы люди могли зайти сами, собрать сами, попробовать, оценить, нужно-не нужно, а магазин не может такого предоставить. Благодаря всей этой магии спрос на огурцы хозяйства Дмитрия таков, что легко продали бы ещё столько же, но нету.
Настоящий луховицкий огурец – это не сорт: берутся лучшие сорта, сегодня в основном зарубежные, хотя на момент санкций правильный сорт достать довольно сложно. Стандарт луховицкого огурца таков: длина от 7 до 9 см, средней пупырчатости (то есть не сильно колючий, но и не гладкий), жёсткий, свежесобранный.
Чтобы получить такой продукт, его нужно вовремя поливать, иногда это делают дважды в день. И сбор происходит два раза на дню. С продукцией российской селекции, по словам Дмитрия, достичь нужного результата сложно – нет стабильности, возможно, создателям сортов ещё нужно время, чтобы их доработать…
31:12 Несли культуру на село
Сегодня на лугах в пойме реки Судости в Брянской области пасутся коровы местных жителей да кони одного из фермеров. Но несколько тысячелетий назад ландшафт тут был совсем другим. Старший научный сотрудник Историко-археологического музея Юдиново Елена Сухопарова рассказывает, что 15 тысяч лет назад на этой земле сложились благоприятные условия для множества животных — северных оленей, овцебыков и мамонтов, и зубы их можно посмотреть здесь же, в музее
Музей построен на месте стоянки древних людей, где в 1934 году местные колхозники случайно нашли кости мамонта, с конца 1940-х здесь активно работали археологи, и с каждым годом находок было всё больше.
Учёные обратились к председателю колхоза Михаилу Баранку, и в селе появился свой собственный музей: по окончании работ археологи уехали, а колхозная бригада до зимы возвела павильон.
Колхоз «Победа» был одним из лучших в области: и урожаи высокие, и жильё строили, детсад, больницу, дом культуры — это кроме того, что касалось производства. И не было бы этого без колхоза «Победа» и его директора Михаила Баранка этого музея, сегодня известного на весь мир.
Музеем же долго руководил Леонид Гришин, ранее работавший в местной школе и благодаря возник целый музейный комплекс: краеведческий музей, стоянка палеолит и картинная галерея с богатыми запасниками и уникальными картинами.
34:27 Добрые соседи
Нижегородская область. Вот— татарское село Камкино, а вот — русское село Луговое – рукой подать. Они всегда были тесно связаны: соседи работали друг у друга в колхозах, учителя из Лугового преподавали в Камкинской школе и национальные традиции, религиозные взгляды никак не влияли на добрососедские отношения.
Но в последние десятилетия жизнь сёл стала заметно различаться: Камкино, несмотря на все трудности, активно развивается, строится, в первую очередь, конечно же, благодаря татарским традициям. В многодетных семьях младшие зачастую остаются с родителями, а старшие, даже уехав в город, строят дом на родине, финансируют благоустройство общественных пространств в родном селе. В Луговом ситуация полностью противоположная: село вымирает, молодёжь уезжает, остаются в основном пенсионеры. Вот и решили камкинцы хоть в чём-то помочь луговчанам.
Когда-то в селе Луговое был святой родник, который славился качеством своей воды на всю округу. И даже соседи из Камкино с удовольствием приезжали сюда за водой…
И соседи-мусульмане решили этот родник не просто восстановить, а построить целый комплекс для православных луговчан: родник принял современный облик, а рядом построили купель для православных обрядов. Благодаря этому роднику Луговое из забытого села на окраине района вновь стала посещаемым. Сюда, как и сотни лет назад, поехал народ за водой со всей округи.
Так, казалось бы, небольшое событие для двух соседних сёл вдруг стало иметь большое социальное и, может быть, даже политическое значение, объединяющее и укрепляющее межнациональные и межконфессиональные связи.
Прямым текстом
21:47 Пора просыпаться!
Григорий Петров-Чоткар, руководитель АККОР Республики Марий Эл
На полях ГПЗ «Семёновский» прошел День поля, который организовал дилер компании «Крона». Открыл мероприятие генеральный директор ГПЗ «Семёновский», заслуженный работник сельского хозяйства России Козырев Александр Сергеевич — самый крупный производитель молочной продукции и кобыльего молока. АККОР наградил почётной грамотой фермера из Медведевского района, главу КФХ Николаева Анатолия Петровича, представителя Марийского регионального филиала Россельхозбанка Марию Новоселову.
День поля приехали аграрии и из соседних регионов: Коми, Кировской области, Чувашии, Нижегородской области, Татарстана, Москвы, Московской области, Калужской области. Но, к сожалению, ни чиновники, не представители Министерства сельского хозяйства Республики Марий Эл не приехали, хотя были приглашены. Министерство показало своё лицо. Раньше за такое поведение министра сельского хозяйства руководитель региона увольнял на следующий день.
23:57 На новый курс
Оксана Лут, министр сельского хозяйства
Наша задача — произвести больше и вся наша продукция должна соответствовать требованиям регламентов по безопасности. Эти две задачи в рамках нашего базового производства. Но что внутри этого продукта, мало кто задумывается, разве что медики.
Поэтому здоровое питание — сложная тема, которой мы будем заниматься. И надо будет перестраиваться, и это долгий процесс, который связан со здоровьем нашей нации.
25:42 В борьбе со здравым смыслом
Петр Коротченко, Ставропольская краевая дума
Из каких ресурсов снабжаются школы питанием? Кормят наших школьников тем, что прописано в контрактах, которые заключаются по конкурсам на основании нашего законодательства. Оно очень сложно и требует очень высокой квалификации для его исполнения.
Закон о госконтрактах очень интересный – в него внесено уже более двух тысяч поправок, и практические исполнители этого закона, исполнители, не успевают эти изменения изучать.
Вы поднимали вопрос, почему мало фермерской продукции в наших школах? Даже крупные организации, имеющие хороших юристов, бухгалтеров, аудит не всегда справляются с этими госконтрактами. И желающих участвовать в этих контрактах на бюджетные средства из года в год меньше и меньше. Для мелких предпринимателей это чревато проверками и прочими нехорошими вещами после этих проверок: сложно исполнять законодательство, которое постоянно меняется!
Нужно ли, чтобы школьное питание конкретной территории обеспечивалось местными сельхозпроизводителями? Это будет способствовать и повышению рентабельности предприятий, ведь спрос на продукцию местного производства вырастет. Захотел — заключил договор, предложил цену, комиссия посмотрела твоё производство, посмотрела качество, договорились по цене и заключили договор без всяких конкурсов, или по крайней мере проводить их не в электронном виде. Ведь фермера, который производит, все знают лично — порядочный или обманет. А пока борьба с коррупцией уже начала побеждать здравый смысл.
38:34 Вместо послесловия
В 2026 году, в ноябре, в России пройдет сельскохозяйственная микроперепись. Прошлая показала, что число фермеров за пятилетку уменьшилось на 30 процентов. Сообщения с мест показывают, что их численность продолжает снижаться. Брошенных и проданных ферм становится все больше. Можно сколько угодно говорить о росте аграрного бюджета, но какой в этом толк, если человеку на селе становится хуже. Нужно либо радикально менять подходы за предстоящий год до переписи, либо уходить сейчас, пока цифры не опубликованы и гром не грянул. В любую погоду!
Ваш Игорь Абакумов