От редактора
Война ставит мозги на место, к сожалению, не так быстро, как бы хотелось. До верхов начало доходить, что продовольствие и сельскохозяйственное сырье – это оружие 21-го века. Мы говорим об этом последние тридцать лет. Сначала над этим смеялись, потом стали прислушиваться, а теперь – и повторять.
Правители поняли, что зерно- геополитический ресурс, но пока не понимают, что с ним делать и как его применять.
Добрый день, великий народ. Вы смотрите «Сельский час» — программу о селе и его обитателях.
С вами Игорь Абакумов.
Сегодня в программе
Нужен еще один путь экспорта зерна – через Каспий и Иран
Как ведет себя ноу-тилл в засуху
Кто вредит производству экспортных тканей из льна и конопли
Новости
1:38 Российские ученые вырастили арбузы на Антарктической станции «Восток». На следующем этапе планируют выращивать ягоды
2:06 Ешь вволю, плати только за собранное. Такой принцип применяют фермеры Брестской области, выбравшие новый способ реализации ягод – покупатель выполняет роль сборщика сам. И цена ниже рыночной.
2:37 Надежды не оправдались. Вертикальные городские фермы, на которые делались большие ставки с миллиардными вложениями в стартапы, себя не оправдали. При затратах на кило зелени от 100 до 500 долларов, продавать ее можно все за те же пять. Начались массовые банкротства.
3:32 Прекрасными видами на урожай делится главный зоотехник СПК «Зимницкий» Алексей Колбасов из Брянской области.
Слово Абакумова
4:38 Шутки с зерном чреваты неприятностями. В 2010 году после засухи Медведев в статусе президента ввел эмбарго. «Хотели, как лучше, а получилось…» Последствия расхлебываем до сих пор: зерно не поступило в Северную Африку – люди вышли на улицы – началась Арабская весна, которая привела миллионы беженцев в Европу и нашла отражение в геополитике. Отсутствие зерна стало спусковым крючком.
Единственный путь поставки зерна в Африку через Дарданеллы и Босфор сейчас не столь надежен. Тем больше поводов задуматься об альтернативах.
17:34 Сближение с «черным континентом» в целом полезно, но разговор начат не с той ноты: сейчас не 60-е годы прошлого века, когда Африку накачивали оружием и продовольствием. И прощение долгов как инструмент дипломатии уже не работает. Отчего было не договориться в счет долгов построить небольшие порты, элеваторы, мукомолку. Это позволило транспортировать муку в голодающие регионы и существенно укрепить позиции России. Тем более что наши холдинги уже наращивают производство в расчете на Иранский путь. Даже в засуху.
25:58 В германском Ульме есть Музей культуры хлеба. Замечательный музей. Только вот интерактивная карта производства и потребления зерна подкачала – среди производителей нет России. Это их проблемы – это я для сведения. А пока – время аналитиков.
35:20 Пока вы смотрите «Сельский час», на кирпичи разбирается ржевская льночесальная фабрика, построенная в 19-м веке братьями Рябушинскими в стратегически важном месте: отсюда лен по Волге шел по России и в Европу. Я читал переписку с Минпромторгом – все выглядит, как хладнокровное убийство предприятия, способного обеспечить российских солдат льняной одеждой. А пока мы показываем последних патриотов российского льноводства.
Тема номера
6:12 Выгода появилась раньше слова «Логистика»
Игорь Гоц, Ассоциация «Афанасий Никитин»
Торговый путь, проходящий из Китая и Индии через Среднюю Азию и Каспий, а далее Иран в Африку (коридор Север-Юг) отнюдь не нов – он известен с 17-го века. И Иран еще в статусе Персии был торговым перекрестком, а во время Второй Мировой этот путь использовали для поставок оружия по ленд-лизу. Сегодня такой путь может стать особенно привлекательным и неудивительно, что тема соединения Северного морского пути и китайского проекта «Один пояс – один путь» стала актуальной в современных условиях.
Мультимодальная система из различных видов транспорта – железная дорогая, водный путь, автомобильный транспорт – плюс современные цифровые технологии и межгосударственные соглашения по таможне и прочим формальностям могут стать решением проблемы. Иран поддерживает такой подход, еще в 2001 году подписав соглашение с Россией и Индией о создании транспортного коридора. И товары уже двигаются!
Однако развитие этого проекта на современном уровне с новым подходом к логистике потребует вложений, в том числе от России. В Волго-Камском бассейне для массовой перевозки грузов, в том числе зерновых, потребуется развитие баржебуксирных составов. Без этого мы рискуем остаться без вывоза зерна. Наша цель – помогать российскому бизнесу осваивать коридор «Север-Юг».
Наш репортаж
19:03 Главное — стабильность
Предприятия «Август-Агро» в республике Татарстан в нынешнем году вынуждены смириться с половиной нормы осадков в сравнении с 2022-м. Но благодаря технологии No-Till результаты не заставляют пустить слезу. Озимая пшеница дала за первые дни 53 ц/га, при этом в ряде районов республики была объявлена ЧС по засухе. Стабильность результатов – заслуга технологии. А что еще нужно аграрию?
21:01 Вернуть своё себе
Максимальное количество техники опытного хозяйства «Стрелецкое» — вся, кроме трактора на постаменте! — задействована на уборке, тем более что с запчастями благодаря предпочтению российской и белорусской техники проблем нет. Предприятие занимается семеноводством целого ряда культур, контракты на многие из них заключены загодя, поэтому стараются убрать без потерь. «Стрелецкое» высокими гостями не удивить, зато оно само может удивить даже специалистов – здесь выведен новый сорт пшеницы, по сути являющийся межвидовым гибридом твердой пшеницы и полбы. Он только в 2023 году внесен в Государственный реестр и предназначен для производства крупы. Так что и в Орловской области твердая пшеница не является редкой гостью. Работы велись ФНЦ зернобобовых и крупяных культур вместе с Самарским НИИСХом. Хорошо, что и государство стало поддерживать ученых – хотя бы техникой.
Но чтобы выиграть конкуренцию у зарубежных поставщиков, мало предложить конкурентоспособный сорт! Нужно комплексное предложение – покупатель хочет получать пакет – полную технологию. Поэтому и ищут ученые партнеров среди производителей СЗР, техники.
36:32 Лев Калёнов пришел на Бийскую фабрику в 60-м, с ней прошел и самые сложные 90-е, когда спасение пришло через собственное возделывание льна. Сегодня мастер без всякой жадности делится лайфхаками, наработанными «Бийской льняной компанией» при выращивании этой культуры.
Сегодня предприятие – по сути единственное, в таких масштабах занимающееся льном: на его долю приходится 11% от 30-тысячегектарных посевов российского льна.
Уборочная в этом году не радует: засуха не позволит собрать достойные урожаи, но для выхода на другой уровень требуется полив, который обойдется в копеечку. А пока даже обещанная господдержка не выплачена полностью. Вот и пришлось сократить объем внесения удобрений. И это еще один фактор снижения урожайности – наряду с запретом ввоза импортных семян. Да и техника отечественная, без обиняков заявляет Калёнов, пока оставляет желать… Даже 20-летний французская техника, всю жизнь отработавшая на родине, приносит больше радости.
Пока реализация идет на Китай. И рады бы производить больше, но для этого нужно возрождать фабрики по всей стране.
Реплики экспертов
26:25 Глупость или злой умысел?
Александр Корбут
Анализ данных Организации экономического сотрудничества и развития наталкивает на мысли. Поддержка сельского хозяйства, а точнее цен производителя, государством бывает разная. Иногда государство удерживает внутренние цены выше мировых, давая заработать своим аграриям, а иногда наоборот – государство за счет искусственных ограничительных мер держит цены ниже мировых, как это происходит у нас. Нормальная цена на внутреннем рынке за многие годы составляла 75% от экспортной. Сравните с нынешними.
Есть еще один повод для размышления: какая доля господдержки направляется именно на удержание цены. Он характеризирует фокус – на поддержку штанов или на развитие. У нас этот показатель в 2010 году составлял 65% — столько вкладывалось на сохранение приемлемых цен. В 2020-м он упал до 36%.
За 2021 год по причине исключения России из организации мне пришлось посчитать самостоятельно. Позитивная поддержка сохранилась на прежнем уровне около 4,3 млрд долларов, а негативная дошла до 7,5 млрд. Это деньги, недополученные крестьянами. А они могли бы пойти на технику, семена, страхование. Это политика? Или нечто другое?
31:12 Железодефицитная немочь?
Александр Ветров
Когда в организме не хватает железа, у человека возникает анемия, способная привести к катастрофическим последствиям, вплоть до задержки развития. Такой дефицит «железа» сейчас испытывает и российское сельское хозяйство.
За первое полугодие 2023-го в стране произвели около 2 тысяч единиц техники, а приобрели из-за рубежа десять! Мы катастрофически отстаем от развитых стран по обеспеченности техникой на гектар. А уровень обновления в 2,5 раза ниже нормы.
Как и раньше, никого не интересует, почему же аграрии не обновляются. А если их спросить – они бы и рады, да денег нет. Да и техника – пусть белорусская с китайской – это та же самая импортозависимость!
Развивать своё? «Спасибо, не надо» — отвечает Минпромторг тем же ижевским машиностроителям: потребность, де, в ваших тракторах мизерная. Поэтому поддержки не ждите. И это не единственные разработки, которые готовы к серийному производству. Но из раза в раз выбирают знакомую «иглу». Может, у кого-то и впрямь дефицит железа в организме?
Вместо послесловия
42:11 Подводим итоги. Мозги в военное время встают на место. Но порой слишком медленно. Вот Китай отказал нам в поставке мощных дронов – на соседей тоже давят. А ведь вспоминаю детство и авиамодельный кружок в Жуковском, убеждаюсь, что была серьезная база для взращивания кадров.
Кто ответит за разруху этих детских мастерских, подготовку токарей, электромонтеров, профессионалов. Ясно, что это была диверсия, поэтому хотелось бы услышать имена и приговоры. Чтобы неповадно было.
В любую погоду!
Ваш Игорь Абакумов
в 2010г объявить эмбарго на вывоз зерна мог только очень глупый московский очень далекий от сельского хозяйства человек… увы и ах… нашим крестьянам цены опустил… хотя зерна реально было достаточно.. западных фермеров обогатил… да еще и цветные революции спровоцировал(((
спасибо китайским производителям тракторов… цена и качество очень хорошее..сам купил трактор 240 л.с… кировец с его сумасшедшей ценой и слабым дизелем и рядом не валялся