16 сентября 2024

В мелкую ферму труднее попасть. Сельский час# 225 (Игорь Абакумов)

Сельский час от 14 сентября 2024 года

 

От редактора

Министерство обороны США заказало исследование о влиянии ядерных взрывов на сельское хозяйство Восточной Европы и Европейской части России. О чем это говорит? О том, что всё серьезно. И надо задавать соответствующие моменту вопросы. Например, в какую мишень проще попасть — в большую или маленькую? Или — с какой целью строят гигантские коровники, в то время как в Европе поголовье у одного фермера не более 100 голов. Думаете, всё просто так? Это секреты выживания.

Добрый день, великий народ! Вы смотрите «Сельский час» — программу о селе и его обитателя. С вами Игорь Абакумов.

 

1:06 Сегодня в программе:

— После радости — неприятности. Радостные цифры и реальность

— Почему хакасские животноводы пьют молоко из магазина?

— Кумыс — это суперпродукт. Почему без господдержки?

 

Новости

1:41 В Краснокутском районе Саратовской области происходит посев демонстрационных участков пшеницы сортов отечественной селекции, отвечающих погодно-климатическим условиям Поволжья.

2:38 Фермер Алексей Якушев демонстрирует посевы озимой пшеницы: спустя неделю уже появились первые всходы.

3:36 СПК «Зимницкий» перевел молодняк в летний лагерь. Осуществлять перевозку помогают специальные прицепы.

 

Тема номера: Итоговая коллегия Минсельхоза

4:39 Дьявол в деталях

Прошлый год АПК завершил с положительным результатом по всем подотраслям. Положительная динамика 2024 – глава МСХ РФ О. Лут.

Но в регионах не обошлось без потерь: — губернатор Ростовской области В. Голубев. Ровно 30% зерновых потеряли: в 4 млрд рублей оценивают ущерб. Есть предложение ввести кредитные каникулы.
В Курской области, по словам губернатора Алексея Смирнова, в восьми приграничных районах пострадало 94 предприятия с ущербом в десятки миллиардов рублей, не будет завершён комплекс уборочных работ на площади 160 тыс. га. Техника в данных районах повреждена или вывезена за пределы России. Значительные потери и в животноводстве.

Недофинансирование комплексного развития сельских территорий в 700 млрд обозначил председатель профильного комитета Госдумы В. Кашин.

26:30 Нет задачи производить семена, есть задача производить продовольствие

Петр Коротченко, Ставропольская ГД

Когда вводилась система ФГИС «Семеноводство», которая действует с 1 сентября и работает в связке с остальными системами (в т.ч. ФГИС «Зерно»), мы считали, что это касается предприятий, которые производят семена для продажи. Теперь, с учетом позиций Национального Семеноводческого Альянса и чиновников, выясняется — тех, кого нет во ФГИС «Семеноводство», не переведут во ФГИС «Зерно», и в следующем году они не смогут продать пшеницу по конкурентным ценам, поскольку она у них будет условно «без документов».

Это большая трагедия для наших селян: у нас порядка 150.000 фермеров, малых предприятий, которые занимаются в основном производством зерна. И если ФГИС Зерно мы пережили – с ним работают бухгалтера, которые есть везде, то агрономов в подавляющем числе малых фермерских предприятий нет – вообще! Мелким остается выбирать: прекращать производство, уходить в тень или покупать семена низких репродукций так называемых семеноводческих хозяйств по завышенным ценам — дефицит таких семян будет огромный.

У аграриев очень высокое уважение к селекционерам. Но есть и чиновники от селекции! Вот Национальный центр зерна – монополист: люди на государственные деньги в государственных помещениях и за зарплату в государственном учреждении выводят сорта. Раньше нам неудобно нам было говорить об этом, но ведь за последние два года отмечается резкий рост цен на семена. Причина интересна? Цену на суперэлиту национальный центр поднял с 45 до 100 рублей. И я бы хотел, чтобы представители ФАС считали это официальным обращением: пусть разберутся!

Я помню старых селекционеров, которые изо всех сил старались распространить свои семена. У страны нет задачи производить семена – у страны задача производить продовольствие! И если семена не дают дополнительного продовольствия, они никому не нужны.

 

 

 

Наш репортаж

10:19 О бедном хакасе замолвите слово

В сельской местности Республики Хакасия теперь пьют магазинное молоко – сетует глава ЛПХ Лидия Аева. Фермер Андрей Суворов потерял весь скот- Осенью 2023 г. в Боградском районе вспыхнула эпизоотия. Уничтожили всех коз, овец, свиней и у Руслана Косарева, Алены Никитенко – люди стояли до последнего, но против полиции и Росгвардии не выстоишь.

А сейчас за выступления в защиту настоящей, а не карательной ветеринарии и людей, потерявших источник дохода, будут судить ветеринарного эксперта Светлану Щепёткину. Кстати, еще не всем хозяевам возместили ущерб за изъятых животных – фермеры судятся и пока проигрывают! Многие больше не планируют заниматься животноводством.

 

32:27 Подоить кобылу

Главный зоотехник-селекционер ЗАО Племзавод «Семеновский» Евгения Пуртова подтверждает старую истину «Лошадниками рождаются». Она любит работать и с коровами, но в сельское хозяйство она пришла из-за лошадей.

Когда-то главным продуктом конефермы был навоз как удобрение для выращивания овощей, но благодаря энтузиастам, среди которых Евгения Дмитриевна, сейчас это единственная промышленная конеферма в Республике Марий Эл, где на базе племзавода кроме высокоудойного крупного рогатого скота, содержат и доят лошадей.

Доят кобыл, производят кумыс, выращивают племенной молодняк – и в день от кобылы получают от 10 до 35 л молока. Разводят здесь две тяжеловозные — литовскую и русскую. Все лошади разделены по линиям и семействам. Председатель Ассоциации заводчиков литовских тяжеловозов из Литвы признался, что на родине породы из 12 линий осталось только три.

Производство кумыса круглогодовое в таком объеме – единственный пример на всю страну. В Башкирии есть и более крупные, но они работают сезонно. Но цена продукта достаточно высокая, поэтому часть молока не заквашивают, а пастеризуют и продают как отдельный уникальный продукт. Другой новый продукт – сыр из смеси кобыльего и коровьего молока. Гендиректор «Семеновского» Александр Козырев утверждает, что эта разработка –единственная в мире.

Никаких субсидий на молочное коневодство нет, в лучшем случае получают дотацию: на 210 кобыл — около 1 млн в год, то есть государство обозначает, что оно о нас помнит. В финансовом результате предприятия кумысная ферма занимает порядка 3% — это чисто занятие для души. Деревня без лошади не существовала никогда.

 

 

Реплики экспертов

18:17 С ускорением — в тупик

Александр Корбут, аграрный аналитик

Читая новостную ленту не можешь избавиться от ощущения, что все наши успехи, рекорды экспорта и производства – заслуга агрохолдингов. Они действительно решают очень важные задачи — по насыщению рынка значительной частью продукции и формированию больших товарных объемов производства. Но в статистике от половины до 90% посевных площадей приходится на малые формы хозяйствования, 2/3 поголовья КРС, 80% площадей под плодами и ягодами, под овощами — 70%. Вклад малых форм я оцениваю примерно в 60% валовой продукции сельского хозяйства.

Адекватная ли наша система поддержки? 80% субсидий получают агрохолдинги. Президент дал поручение — выдавать не менее 20% льготных кредитов малым формам, и МСХ выдерживает эту позицию. Но 60% валовой продукции и объём поддержки 20% — это неадекватно!

Агрохолдинги свои задачи выполнили, настало другое время – должны появиться другие механизмы. Иначе по прежней колее мы успешно идём к тупику.

20:40 С-65: Герой своего времени

Андрей Горгодзе, инженер

Главным героем фильма «Трактористы» был трактор С-65. Это наш первый дизельный трактор – и для мира это был очень важный посыл. У этого трактора был предшественник, который взял за основу лучшее, что можно было купить за океаном, он был метризован и адаптирован к нашим технологиям. Предшественник был в карбюраторным (С-60), а в 1934-35 гг. была объявлена дизелизация, и уже в 1937 г. начался выпуск разработанной полностью конструкторами Челябинского тракторного завода и НАТИ модели S65 мощностью 65 л.с.

В фильме трактор работает с восьмикорпусным плугом и имеет захват 2,4 м. А далее успешно работает со сцепкой ещё и с трёхкорпусным плугом. При рабочих скоростях 2-4 км/ч это было возможно при 65 л.с. При современных скоростях понадобится не менее 330 л.с. О формуле Горячкина поговорим отдельно.

23:57 Письма из деревни: ИИ #Послушай Нюшу

Собрались в деревне детскую площадку сделать. Это нам уже вторую детскую площадку за два года строят! Мы не против, но на кой сразу две? Финансирование пришло и надо деньги освоить? Только вот детей в деревне нет – мы с Васькой собраться не можем: жилья своего нет, а всю сельскую ипотеку отдали в район.

 

 

Слово Абакумово

4:18. В Минсельхозе новая мода – превращать деловые совещания в концерт с массовиками-затейниками. Сначала очень радостный доклад, как у нас всё хорошо. Потом все должны по сценарию благодарить министра. Так и началось, а потом что-то пошло не так. Имеющий уши да услышит.

 

9:34. «Сельский час» много и часто колесил по Европе и много видел. Но не видел столь массового распространения огромных коровников, как в России. Нам говорили, что пожар на ферме в 100 голов приносит меньше убытка, чем потеря стада в 10000 голов. Иными словами, разбомбить десятки мелких ферм дороже и труднее, чем один крупный комплекс. Мы это видим сейчас на примере Курской, Ростовской и Белгородской областей.

Массовая концентрация скота – это опасно, особенно в военное время. Вроде бы ясно. Но в Хакассии уничтожили всех частных коров, коз и овец. Люди говорят, здесь будут строить крупные комплексы. Минсельхоз молчит как рыба об лёд.

 

18:12. Сейчас время аналитиков «Сельского часа». Слушаем.

 

23:43. То, что в штабе отрасли явно путают развитие сельских территорий со сносом продовольственной базы местного населения, замечает даже искусственный интеллект. Очередные письма из деревни от Нюши.

 

26:03. Зрители «Сельского часа» замечают, что Министерство сельского хозяйства все больше становится похожим на «Россельхозбанк», что не удивительно. Красивые картинки диаграмм, стремление отчитаться по цифрам, а не по росту качества жизни на селе – отчетность уже превысила пределы времен СССР. Об этом говорим с депутатом Ставропольской краевой думы Петром Коротченко.

 

32:09. Все больше товаропроизводителей, особенно мелких, стремятся уйти в ниши, где есть спрос, но нет отчетности. Иными словами, где их не видит Минсельхоз. И вы не поверите – дела идут резвее, чем раньше. Вот пример. Кумыс.

 

 

37:54 Вместо послесловия

Вернусь к исследованию американских военных о влиянии последствий ядерного удара на сельское хозяйство. У нас такие исследования проведены в начале 60-х годов прошлого века. Курировали их академики Александров и Курчатов – наши знаменитые ядерщики. Именно тогда усилилось финансирование многолетней пшеницы на корне пырея. Именно тогда появились первые вертикальные фермы в горных выработках. Так что не голландцы их придумали. О других изобретениях говорить не буду, чтобы не тревожить нежные сердца дамочек из Минсела.

Сегодня мы видим, что Минсельхоз над этими задачами не то что не думает – они им там в головы просто не попадают. Поэтому у меня единственный и неповторимый вопрос: с какой целью разрушается продовольственная база сельских территорий? Не нравится вопрос? А я считаю его очень своевременным.

В любую погоду!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo